Дисциплина: Философия
Жанр: Научные монографии
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга находится в тематической коллекции:
В философском трактате «Об учёном незнании» крупнейшего философа эпохи Возрождения, теолога, ученого, церковного и политического деятеля Николая Кузанского (1401–1464 гг.) сформулирован один из важнейших принципов его философии: «… уяснение истины озаряет непостижимым образом темноту нашего незнания». В сочинении рассмотрены три главные составляющие: 1. Учение о бесконечности. 2. Учение о человеке как микрокосме. 3. Идея взаимосвязи всех явлений. Николай Кузанский по-новому видит соотнесение Бога и природы, сближая их между собой. Бесконечность Бога для философа — «абсолютный максимум», но любые определения его ограничены. Опираясь на предшествующие философские основы, он выводит одну из основных формул: «все — во всем и любое — в любом». Немаловажное место отведено в трактате определению места человека в сотворённом Богом мире.
В данном издании труд Николая Кузанского представлен в переводе литературного критика, редактора журнала «Зритель» С. А. Лопашова (1881–1938).
Книга первая | 6 |
Глава I. Каким образом «знать» значит «не знать» | 6 |
Глава II. Пояснение предыдущим последующего | 7 |
Глава III. Почему точная истина непостижима | 9 |
Глава IV. Абсолютный максимум познается непостигаемо; с ним совпадает минимум | 10 |
Глава V. Максимум — един | 12 |
Глава VI. Максимум есть абсолютная необходимость | 13 |
Глава VII. О троичности и единой вечности | 15 |
Глава VIII. О вечном рождении | 16 |
Глава IX. О связи вечного движения | 17 |
Глава X. Каким образом понимание троичности в единстве превосходит все | 18 |
Глава XI. О могущественной помощи математики в усвоении различных божественных истин | 20 |
Глава XII. Как пользоваться математическими знаками для предположений | 22 |
Глава XIII. Тяготение максимальной и бесконечной линии | 23 |
Глава XIV. Каким образом бесконечная линия, есть треугольник | 25 |
Глава XV. Почему вышеупомянутый треугольник есть круг и сфера | 27 |
Глава XVI. Каким образом перенесенный максимум встречается во всех вещах, как максимальная линия в линиях | 28 |
Глава XVII. Глубочайшие доктрины, извлеченные из того же основ положения | 30 |
Глава XVIII. Каким образом то же положение приводит нас к разумению причастности бытия | 33 |
Глава XIX. Переключение безконечного треугольника в максимальную троичность | 35 |
Глава XX. Еще вокруг троичности, и почему четверичность и еще большее невозможны в божественных вещах | 37 |
Глава XXI. Переключение безконечного круга в единство | 39 |
Глава XXII. Каким образом божие провидение соединяет противоречия | 41 |
Глава XXIII. Переключение безконечной сферы в действенное существование Бога | 43 |
Глава XXIV. Наименование Бога и утвердительная теология | 45 |
Глава XXV. Народы различно именовали Бога во внимание к творениям | 48 |
Глава XXVI. Отрицательная теология | 50 |
Книга вторая | 53 |
Глава I. Предварительные королларии к построению бесконечного универсального единства | 53 |
Глава II. Каким образом из первоначального бытия разумом непостижимо познается бытие творения | 57 |
Глава III. Каким образом максимум содержит в себе и выявляет все вещи непостижимым разуму путем | 61 |
Глава IV. Каким образом вселенная, ограниченная максимумом, только подобие абсолютного максимума | 64 |
Глава V. Любое — в любом | 67 |
Глава VI. Свертывание и степени ограничения вселенной | 70 |
Глава VII. О троичности вселенной | 72 |
Глава VIII. Возможность или материя вселенной | 75 |
Глава IX. Душа или форма вселенной | 79 |
Глава X. Дух вселенной | 85 |
Глава XI. Королларий к движению | 88 |
Глава XII. Земные условия | 91 |
Глава XIII. Изумительное искусство Бога в творении мира и его элементов | 97 |
Книга третья | 101 |
Глава I. Ограниченный тем или иным максимум, являющийся наибольшей возможностью, не может существовать без абсолюта | 101 |
Глава II. Ограниченный максимум также абсолютен, он — творец и творение | 105 |
Глава III. Каким образом лишь в природе человечества возможен такой максимум | 108 |
Глава IV. Каким образом этот максимум есть благословенный Иисус, Бог и человек | 111 |
Глава V. Каким образом Иисус, зачатый через Духа Святого, родился от Девы Марии | 115 |
Глава VI. Тайна смерти Иисуса Христа | 118 |
Глава VII. Тайна воскресения | 121 |
Глава VIII. Христос, первенец спящих в смерти, вознесся на небо | 124 |
Глава IX. Христос — судия живых и мертвых | 127 |
Глава X. Приговор судии | 130 |
Глава XI. Тайна веры | 133 |
Глава XII. О церкви | 138 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru