Дисциплина: История философии
Жанр: Научные монографии
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга находится в тематической коллекции:
Предисловие | 1028 |
Книга первая. Школа Декарта | 1030 |
Глава первая. Распространение и развитие картезианского учения | 1030 |
I. Картезианизм в Нидерландах | 1030 |
1. Новый рационализм и его противники | 1030 |
2. Философские попытки согласования | 1037 |
3. Противники в Левене | 1041 |
II. Французский картезианизм | 1043 |
1. Церковно-политическое преследование | 1043 |
2. Классическая эпоха и господство Декарта | 1049 |
3. Модная философия и сатира | 1056 |
Глава вторая. Первые попытки развития картезианского учения | 1062 |
I. Французская школа | 1062 |
1. Роо и Режи | 1062 |
2. Делафорж и Кордмуа | 1066 |
II. Нидерландская и немецкая школа. Иоганн Клауберг | 1070 |
2. Бальтазар Беккер | 1076 |
Глава третья. Система окказионализма. Арнольд Гейлинкс | 1087 |
I. Жизнь и труды Гейлинкса | 1087 |
II. Учение Гейлинкса | 1091 |
1. Учение о принципах | 1093 |
2. Нравственное учение | 1105 |
Глава четвертая. Мальбранш, основная идея его учения, его жизнь и труды | 1110 |
I. Созерцание мира в Боге | 1110 |
II. Ораторий Иисуса | 1115 |
III. Жизнь и труды Мальбранша | 1119 |
1. Судьба | 1119 |
2. Споры | 1123 |
3. Труды | 1130 |
Глава пятая. Учение Мальбранша. А. Окказионалистическая проблема познания | 1133 |
I. Дуализм и окказионализм | 1133 |
1. Субстанциальность вещей | 1133 |
2. Неспособность вещей действовать | 1137 |
3. Причинность Бога | 1142 |
II. Христианство и философия | 1146 |
1. Божественная воля, как мировой закон | 1146 |
2. Заблуждение, как последствие греховности | 1149 |
3. Познание, как просветление | 1153 |
Глава шестая. В. Разрешение проблемы: созерцание вещей в Боге | 1156 |
I. Объекты и роды познания | 1156 |
II. Учение Мальбранша об идеях | 1161 |
1. Происхождение идей | 1161 |
2. Мир идей в Боге | 1167 |
3. Интеллигибельная протяженность и всеобщий разум | 1170 |
Глава седьмая. С. Отношение вещей к Богу. Пантеизм в учении Мальбранша | 1174 |
I. Вселенная в Боге | 1174 |
1. Бог, как место нахождения тел | 1174 |
2. Вещи, как модусы Бога | 1177 |
II. Пантеистическое направление учения Мальбранша | 1182 |
Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды | 1196 |
Глава первая. Преобразование учения Декарта. Чистый натурализм | 1196 |
I. Новая точка зрения | 1196 |
1. Всеединство | 1196 |
2. Противоположность между мышлением и протяженностью | 1199 |
3. Deus sive natura | 1201 |
II. Изолированная система | 1205 |
Глава вторая. Сведения о жизни Спинозы | 1210 |
I. Сведения о жизни Спинозы до работы Колеруса | 1213 |
1. Предисловие к сочинениям | 1213 |
2. Менагиана | 1214 |
3. Пьер Бейль | 1215 |
4. Оба Кортгольда | 1218 |
II. Иог. Колерус | 1222 |
III. Позднейшие сведения о жизни Спинозы | 1227 |
1. Лукас | 1227 |
2. Нисерон | 1230 |
3. Булэнвилье | 1231 |
4. Иог. ван Флотен | 1234 |
5. К. О. Мейнсма | 1236 |
Глава третья. Происхождение Спинозы и его эпоха | 1238 |
I. Португальские евреи в Амстердаме | 1238 |
1. Евреи в Испании и Португалии | 1238 |
2. Переселение в Амстердам. Новая община | 1243 |
3. Раввины и школа | 1245 |
4. Уриель да Коста | 1248 |
5. Исаак Оробио де Кастро | 1251 |
6. Каббалисты | 1253 |
II. Политическое состояние Нидерландов | 1256 |
Глава четвертая. Жизнь и характер Спинозы | 1264 |
I. Годы учения | 1264 |
1. Семья | 1264 |
2. Раввинская школа. "Древо жизни" | 1268 |
3. Влечение к философии | 1270 |
4. Латинская школа. Франц ван ден Энде | 1273 |
5. Клария Мария ван ден Энде | 1277 |
II. Разрыв с иудейством | 1281 |
1. Внутренние конфликты | 1281 |
2. Выслеживание и допрос | 1283 |
3. Подкуп, покушение и отлучение | 1287 |
III. Период одиночества и трудов | 1295 |
1. Независимость и средства к существованию | 1295 |
2. Друзья в Амстердаме | 1298 |
3. Деревенский дом и пребывание в Ринсбурге (1656–1663) | 1302 |
4. Иоганнес Казеариус | 1309 |
5. Форбург (1663–1669) | 1311 |
6. Гаага (1669–1677) | 1321 |
Глава пятая. Продолжение. Последние годы (1670–1677) | 1323 |
I. Разрыв с государственной религий и богословием | 1323 |
1. Теологико-политический трактат | 1323 |
2. Возражения Ламберта Фельтгуйсена | 1327 |
3. Возражения Генриха Ольденбурга | 1330 |
4. Борьба против трактата и его распространение | 1339 |
5. Вера в духов и привидения | 1348 |
II. Последние события | 1359 |
1. Приглашение: в Гейдельберг | 1359 |
2. Посещение Утрехта | 1364 |
3. Опасность в Гааге | 1367 |
4. Чирнгаузен | 1369 |
5. Лейбниц | 1376 |
III. Образ жизни и смерть | 1381 |
1. Бескорыстие и непритязательность | 1381 |
2. Одиночество и тихая жизнь | 1386 |
3. Смерть Спинозы | 1392 |
4. Наружность Спинозы и его портреты | 1399 |
Глава шестая. Литературная деятельность Спинозы и его труды | 1403 |
I. Препятствия литературной деятельности | 1403 |
II. Сочинения Спинозы | 1409 |
1. Сочинения, опубликованные при его жизни | 1409 |
2. Сочинения потерянные и считавшиеся потерянными | 1410 |
3. Издание посмертных трудов ("Opera Posthuma") | 1411 |
4. Новые данные | 1413 |
5. Издания полного собрания сочинений | 1421 |
6. Вновь найденные сочинения. A. "Tractatus brevis" | 1423 |
7. В. Новые письма | 1427 |
Глава седьмая. Хронологический порядок философских трудов | 1435 |
I. Сочинения, кроме "Этики" | 1438 |
II. Разработка "Этики" и ее внешняя форма | 1441 |
1. Деление ее на части | 1441 |
2. Приложение к письму Спиноза к Ольденбургу | 1445 |
3. Успехи разработки в 1663 году | 1451 |
Глава восьмая. Первый философский труд: Краткий трактат | 1454 |
I. Исследование о трактате | 1454 |
II. Строение и содержание | 1456 |
1. Первая часть | 1461 |
2. Вторая часть | 1477 |
3. Диалоги | 1505 |
4. Добавление | 1516 |
Глава девятая. Происхождение учения Спинозы | 1524 |
I. Ход развития учения | 1524 |
II. Происхождение и источники учения | 1529 |
1. Спор мнений | 1529 |
2. Решение вопроса | 1558 |
Глава десятая. Сочинение об усовершенствовании разума | 1570 |
I. Этическая исходная точка. Благо и блага | 1570 |
II. Выбор цели | 1578 |
1. Недостоверное благо и достоверное зло | 1578 |
2. Источник зла и непреходящее благо | 1580 |
3. Бог и любовь к Богу | 1583 |
III. Путь к цели | 1586 |
1. Принцип единства | 1586 |
2. Задача познания | 1589 |
3. Виды познания | 1592 |
4. Виды неясной идеи. Разум и память | 1597 |
5. Реальное определение | 1600 |
6. Ясное и методическое мышление | 1602 |
Глава одиннадцатая. Изложение картезианского учения о принципах и метафизические размышления Спинозы | 1605 |
I. Изложение учения Декарта | 1605 |
1. Предисловие | 1605 |
2. Приложение: Cogitata metaphysica | 1613 |
II. Разногласия | 1615 |
1. Бог и человеческая свобода | 1615 |
2. Бог и мир | 1623 |
Глава двенадцатая. Теологико-политический трактат. Право свободы мысли | 1633 |
I. Повод и задача | 1633 |
1. Исторические предпосылки и практическое значение вопроса | 1633 |
2. Постановка задачи | 1646 |
II. Решение задачи | 1655 |
1. Религия и философия | 1655 |
2. Религия и государство | 1660 |
3. Религия и Библия | 1663 |
Книга третья. Учение Спинозы | 1687 |
Глава первая. Значение математического метода в учении Спинозы | 1687 |
I. Обоснование метода | 1687 |
II. Применение метода | 1691 |
1. Определения | 1693 |
2. Аксиомы | 1697 |
3. Теоремы и доказательства | 1700 |
4. Королларии и схолии | 1706 |
III. Значение метода | 1708 |
1. Порядок вещей | 1708 |
2. Необходимость и вечность мира | 1711 |
3. Невозможность свободы и целей | 1714 |
Глава вторая. Понятие Бога в учении Спинозы | 1722 |
I. Всеединство Бога | 1722 |
1. Субстанциальность и причинность Бога | 1722 |
2. Имманентная причинность Бога | 1728 |
3. Свободная причинность Бога: свобода и необходимость | 1730 |
II. Безличность Бога | 1738 |
1. Свобода от всякого определения | 1738 |
2. Воля и разум, как определяющие свойства | 1742 |
3. Бог или природа | 1745 |
III. Антагонизм между понятием Бога у Спинозы и религиями | 1754 |
1. Монотеизм и политеизм | 1754 |
2. Христианство и иудейство | 1757 |
IV. Общий результат | 1761 |
Глава третья. Понятие атрибута. Бесчисленные атрибуты | 1762 |
I. Атрибуты Бога | 1762 |
1. Обоснование и проблема | 1762 |
2. Атрибуты, как простые формы познания | 1765 |
3. Реальность атрибутов | 1770 |
II. Бесчисленные атрибуты Бога | 1775 |
1. Проблема и обоснование | 1775 |
2. Атрибуты, как субстанции | 1780 |
3. Атрибуты, как силы | 1787 |
Глава четвертая. Атрибуты мышления и протяженности. Производящая природа | 1793 |
I. Два познаваемых атрибута | 1793 |
II. Вычисленные и познанные атрибуты | 1806 |
III. Общий результат | 1811 |
Глава пятая. Бесконечные и конечные модусы. Произведенная природа | 1812 |
I. Понятие модуса (состояния) | 1812 |
1. Конечное существо | 1812 |
2. Бесконечные и конечные модусы | 1816 |
II. Субстанция и модусы | 1823 |
1. Бог, как производящая природа | 1823 |
2. Совокупность модусов, как произведенная природа | 1828 |
III. Отношении между Богом и миром | 1836 |
1. Проблема и ее решение | 1836 |
2. Ложные воззрения | 1839 |
3. Двойная природа (Natura duplex). Бэкон и Спиноза | 1847 |
IV Общий результат | 1851 |
Глава шестая. Порядок вещей. Духи и тела | 1852 |
I. Порядок вещей | 1852 |
1. Причинная связь | 1852 |
2. Духи и тела | 1856 |
II. Телесный мир | 1863 |
1. Причинная связь тел | 1863 |
2. Простые и составные тела | 1866 |
3. Человеческое тело | 1870 |
IV. Общий результат | 1874 |
Глава седьмая. Человеческие страсти. Действенные и страдательные аффекты | 1875 |
I. Постановка задачи | 1875 |
II. Основание страстей | 1881 |
1. Естественное стремление | 1881 |
2. Человеческая воля | 1884 |
3. Основные формы страстей | 1886 |
III. Виды страстей | 1888 |
1. Любовь и ненависть (производные формы). Надежда и страх | 1888 |
2. Виды и следствия любви и ненависти | 1894 |
3. Любовь и ненависть в связи с представлением свободы | 1905 |
4. Самоудовлетворенность и раскаяние | 1907 |
5. Гнев и месть. Зависть и злорадство. Сострадание и благожелательность | 1908 |
6. Самооценка. Честолюбие и высокомерие | 1913 |
7. Изумление и презрение | 1916 |
IV. Классификация страстей | 1919 |
1. Объективное и субъективное различие | 1919 |
2. Внешние и внутренние причины аффектов | 1921 |
3. Страдательные и действенные аффекты | 1923 |
V. Общий результат | 1925 |
Глава восьмая. Человеческое общество и государство | 1926 |
I. Учение о нравственности и государстве | 1926 |
II. Естественное и государственное право | 1938 |
1. Естественное право | 1938 |
2. Государственное право | 1947 |
3. Государство и личность | 1969 |
Глава девятая. Учение о человеческом духе | 1977 |
I. Задача учения о дух | 1977 |
II. Дух, как идея тела | 1981 |
1. Идея реальной вещи | 1981 |
2. Идея человеческого тела. Комплекс идей | 1984 |
3. Идеи внешних тал. Ассоциация идей и память | 1986 |
III. Дух, как идея духа (idea mentis) | 1989 |
1. Человеческий дух, как идея своего тела | 1989 |
2. Проблема idea mentis | 1991 |
3. Объяснение idea mentis | 1994 |
4 Значение idea mentis | 1998 |
Глава десятая. Учение о человеческом познании | 2005 |
I. Неадекватное познание | 2005 |
1. Объекты неадекватного познания | 2005 |
2. Заблуждение | 2011 |
3. Свобода, роды, цели, как неадекватные идеи | 2013 |
4. Воображение и его противоположность | 2019 |
II. Адекватное познание | 2022 |
1. Возможность адекватных идей | 2022 |
2. Понятия, выражающие общность | 2023 |
3. Идеи атрибутов и идея Бога | 2026 |
III. Ступени человеческого познания | 2029 |
1. Воображение, разум, интуиция | 2029 |
2. Истинное познание | 2032 |
3. Теоретическая природа человеческого духа | 2034 |
IV. Общий результат | 2039 |
Глава одиннадцатая. Учение о человеческой воле | 2040 |
I. Разум и воля | 2040 |
1. Ложная свобода воли | 2040 |
2. Воля, как утверждение и отрицание | 2043 |
3. Детерминированная воля | 2046 |
II. Воля к ясному познанию | 2048 |
1. Воля, как вожделение | 2048 |
2. Вожделение, как добродетель | 2050 |
3. Добродетель, как разумная жизнь | 2053 |
III. Ценность аффектов | 2058 |
1. Аффекты, как мотивы | 2058 |
2. Познание, как аффект. Свобода и рабство | 2061 |
3. Хорошие и дурные аффекты | 2066 |
Глава двенадцатая. Учение о человеческой свободе | 2075 |
I. Антагонизм в человеческой природе | 2075 |
1. Страдание и познавание. Смутные и ясные идеи | 2075 |
2. Добродетель познания | 2080 |
3. Исключение свободы выбора | 2082 |
II. Освобождение от страстей | 2091 |
1. Могущество аффектов | 2091 |
2. Могущество представлений | 2095 |
3. Могущественный объект | 2096 |
III. Состояние свободы | 2098 |
1. Любовь Бога | 2098 |
2. Свобода человеческого духа | 2106 |
3. Необходимость свободы | 2116 |
4. Вечная радость, как познание вещей | 2123 |
Глава тринадцатая. Характеристика и критика учения Спинозы | 2131 |
I. Основные черты системы | 2131 |
1. Рационализм и пантеизм | 2131 |
2. Натурализм | 2138 |
3. Догматизм | 2141 |
II. Возражения против системы | 2147 |
1. Против спинозистской системы познания | 2147 |
2. Против спинозистской системы мира | 2154 |
III. Внутренние противоречия системы | 2165 |
1. Бог и любовь Бога | 2165 |
2. Бог и человек | 2167 |
3. Дух и тело | 2172 |
4. Система мира и система познания | 2176 |
5. Субстанция и модус | 2179 |
IV. Новая проблема | 2181 |
1. Субстанциальность вещей | 2183 |
2. Единство силы | 2184 |
3. Монада | 2186 |
Примечания | 2190 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru