Интерес к русской иконописи у Н.С. Лескова возник под влиянием художника Никиты
Севастьяновича Рачейскова (ум 1886). По словам писателя, именно в его мастерской "был весь
сочинен" "Запечатленный ангел".
Рассказ повествует о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В
произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах, форма особого лесковского «сказа» получила наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не
подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал автор, «прошел
за их недосугом в тенях». Рассказ, содержавший критику власти, произвел резонанс в официальных сферах и даже при дворе.
Галерея ярких положительных персонажей была создана Н.С. Лесковым в рассказах цикла "Праведники".
Приложение к журналу "Нива" на 1902 г. С критико-библиографическим очерком Р. И. Сементковского и с приложением портрета Лескова, гравированного на стали Ф. А. Брокгаузом в Лейпциге. Издание А. Ф. Маркса.