Дисциплина: Медицина Педагогика Психология Специальная психология
Введение | 7 |
Глава 1. Современная трактовка понятий и положений клиники интеллектуальных нарушений | 13 |
1.1. Интеллект и интеллектуальные нарушения | 13 |
1.1.1. Теории и концепции интеллекта | 17 |
1.1.2. Интеллект как психолого-педагогическая проблема (тесты интеллекта и обучаемость, парадигма наследственность – среда) | 21 |
1.2. Понятие об интеллектуальных нарушениях | 24 |
Глава 2. Психопатология и дефектология в едином медико-педагогическом комплексе | 32 |
2.1. Эволюция представлений о причинах психических расстройств | 34 |
2.2. Первые медико-педагогические системы воспитания глубоко умственно отсталых детей | 36 |
2.3. Становление системы медицинской и социально-педагогической помощи лицам с нарушениями интеллекта в России | 44 |
Глава 3. Этиология и патогенез интеллектуальных нарушений | 50 |
3.1. Этиология интеллектуальных нарушений | 51 |
3.2. Патогенез мозговых нарушений, обусловливающих интеллектуальную недостаточность | 62 |
3.3. Механизмы и последствия различных повреждений и дисфункций центральной нервной системы (ЦНС) | 64 |
Глава 4. Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях | 71 |
4.1. Патофизиологические исследования головного мозга при умственной отсталости | 71 |
4.2. Патофизиологические исследования головного мозга при пограничной интеллектуальной недостаточности | 76 |
4.3. Патоморфологические исследования головного мозга при умственной отсталости | 77 |
Глава 5. Клинические проявления, динамика, дифференциальная диагностика и систематики умственной отсталости. Характеристика степеней умственной отсталости | 81 |
5.1. Классификации интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость | 81 |
5.2. Умственная отсталость с позиций Международной классификация болезней (МКБ). Характеристика степеней умственной отсталости | 92 |
5.2.1. Умственная отсталость (F7) | 94 |
Глава 6. Клиника умственной отсталости | 99 |
6.1. Психический дизонтогенез по типу недоразвития | 100 |
6.2. Особенности неврологического и соматического состояния детей с умственной отсталостью | 102 |
6.3. Особенности психического состояния | 108 |
6.3.1. Степени умственной отсталости | 108 |
6.3.2. Патологические привычные действия | 110 |
6.3.3. Особенности эмоционально-волевой сферы и нарушения социального поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью | 116 |
Глава 7. Некоторые дифференцированные формы интеллектуальных нарушений | 122 |
7.1. Аномалии в системе аутосом | 122 |
7.1.1. Синдром Дауна | 125 |
7.1.2. Абилитация детей с синдромом Дауна | 134 |
7.1.3. Другие хромосомные синдромы | 134 |
7.2. Аномалии в системе половых хромосом | 135 |
7.2.1. Синдром Клайнфельтера | 136 |
7.2.2. Синдром Шерешевского-Тернера (моносомия X, (синдром 45, ХО) | 138 |
7.2.3. Синдром трисомии Х, трипло-Х (синдром 47, XXX) | 140 |
7.2.4. Синдром дисомии Y (синдром 47, XYY) | 141 |
7.2.5. Синдром дисомии XY (синдром 48, XXYY) | 142 |
7.2.6. Моногенные формы умственной отсталости | 142 |
7.2.7. Синдром ломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белл, синдром FRA-X) | 143 |
7.2.8. Интеллектуальные нарушения в структуре наследственных болезней обмена веществ | 148 |
7.3. Этические принципы пренатальной генетической службы | 161 |
Глава 8. Экзогенные и смешанные по этиологии формы интеллектуальных нарушений | 163 |
8.1. Влияние вредных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития. Понятие тератогенного терминационного периода | 163 |
8.2. Интеллектуальные нарушения при внутриутробном поражении эмбриона и плода | 166 |
8.2.1. Умственная отсталость при вирусных гепатитах | 167 |
8.2.2. Умственная отсталость при синдроме врожденной краснухи (рубеолярной эмбриофетопатии) | 168 |
8.2.3. Умственная отсталость при врожденной цитомегалии | 173 |
8.2.4. Умственная отсталость при поражении плода вирусом простого герпеса | 175 |
8.2.5. Умственная отсталость при врожденном токсоплазмозе | 176 |
8.2.6. Умственная отсталость при врожденном сифилисе | 178 |
8.3. Микроцефалия | 181 |
8.4. Гипотиреоидные формы умственной отсталости (кретинизм) | 183 |
8.5. Краниостеноз | 187 |
Глава 9. Клиническая характеристика деменции | 189 |
9.1. Общая характеристика деменции | 189 |
9.2. Классификация детской деменции | 190 |
9.3. Дифференциальный диагноз деменции | 191 |
9.4. Деменция при прогрессирующих органических заболеваниях нервной системы | 194 |
9.5. Деменция взрослых | 203 |
Глава 10. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности | 205 |
10.1. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности | 205 |
10.2. Минимальная мозговая дисфункция | 210 |
10.3. Задержка психического развития | 213 |
10.3.1. Этиопатогенез | 215 |
10.3.2. Классификации задержки психического развития | 219 |
10.4. Коррекционно-воспитательная работа при инфантилизме | 227 |
10.5. Резидуально-органические пограничные психические расстройства | 228 |
10.6. Расстройства психологического (психического) развития (F80-F89) | 233 |
10.7. Специфические расстройства развития речи и языка (F80) | 234 |
10.7.1. Дифференциация от умственной отсталости и общей задержки развития | 234 |
10.7.2. Специфические расстройства речевой артикуляции (F80.0) | 235 |
10.7.3. Расстройство экспрессивной речи (F80.1) | 235 |
10.7.4. Расстройство рецептивной речи (F80.2) | 236 |
10.7.5. Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3) | 237 |
10.8. Специфические расстройства школьных навыков с расстройствами чтения, спеллингования, навыков счета, смешанными расстройствами школьных навыков (F81) | 237 |
10.8.1. Специфические расстройства двигательных функций (F82) | 238 |
10.8.2. Смешанные специфические расстройства (F83) | 238 |
Литература | 240 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru