• Язык
 
Главная » Авторы » Информация об авторе
Черни К.
ЧÉРНИ (Czerný) Карл (Карел) (20 или 21 II 1791, Вена – 15 VII 1857, там же) – австр. пианист, педагог и композитор. По национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Ч. (1750–1832). Учился игре на фп. у Л. Бетховена (1800–03). Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Ч. как исполнителя оказал влияние И. Н. Гуммель, как педагога – М. Клементи. За исключением кратковременных конц. поездок в Лейпциг (1836), Париж и Лондон (1837), а также посещения Одессы (1846), работал в Вене. Ч. создал одну из крупнейших пианистич. школ 1-й пол. 19 в. Среди учеников – Ф. Лист, С. Тальберг, Т. Дёлер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий. Написал много произв. для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. ч. духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), соч. для оркестра, камерно-инстр. ансамбли, хоры, песни для одного и неск. голосов и муз. номера для спектаклей драм. т-ра. Наиболее известны произв. Ч. для фп.; в нек-рых из них использованы чеш. нар. мелодии ("Вариации на оригинальную чешскую тему" – "Variations sur un thème original de Bohème"; "Чешская народная песня с вариациями" – "Böhmisches Volkslied mit Variationen"). Мн. произв. Ч. остались в рукописи (хранятся в архиве "Об-ва друзей музыки" в Вене). Особенно значителен вклад Ч. в инструктивно-педагогич. лит-ру для фп. Ему принадлежат многочисл. этюды и упражнения, из к-рых им составлены сборники, школы, включающие соч. разной степени трудности, направленные на систематич. овладение разл. приёмами фп. игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сб. "Большая фортепьянная школа" ор. 500 содержит ряд ценных методич. указаний и развёрнутое дополнение, посв. вопросам исполнения старых и новых фп. соч. – "Die Kunst des Vortrags der älteren und neueren Klavierkompositionen" (ок. 1846). Ч. принадлежат редакции мн. фп. произв., в т. ч. "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха и сонат Д. Скарлатти, а также фп. переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2–4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фп. Издано св. 1000 его сочинений.

Соч.: 100 Übungsstücke, op. 139; Schule der Geläufigkeit, op. 299; Schule des Legato und Staccato, op. 335; 40 tägliche Studien, op. 337; Schule der Verzierungen, op. 355; Schule des Virtuosen, op. 365; Schule für die linken Hand, op. 399; Grosse Pianoforte-Schule, op. 500; Schule des Fugenspiels, op. 400; Vorschule der Fingerfertigkeit, op. 636; Schule der Fingerfertigkeit, op. 740; 160 achttaktige Übungen, op. 821.

Лит. соч.: Briefe über den Unterricht auf dem Pianoforte, W., [ca 1840] (рус. пер.: Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано..., СПБ, 1842); Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre, op. 600 [1849]; Umriss der ganzen Musik-Geschichte, op. 815, Mainz, 1851; Erinnerungen aus meinem Leben, hrsg. von W. Kolneder, Strasbourg, 1968 (со списком соч., опубликованных до 1860); Czernys Erinnerungen an Beethoven, "Neues Beethoven-Jahrbuch", Jahrg. 9, 1939.

Лит.: Терентьева H., Карл Черни и его этюды, Л., 1978; Steger H., Beiträge zu C. Czernys Leben und Schaffen (со списком соч.), Münch., 1925 (Diss.); Hasenöhrl F., К. Czernys solistische Klavierwerke, W., 1927 (Diss.); Giocondo Fino D., Carlo Czerny un grande pedagogo del pianoforte, "Il Monumento", 1927, v. 2; Haas R., Carl Czerny, "Musica", 1957, Jahrg. 11, H. 7–8; Maс Ardle D. W., Beethoven and the Czernys, "Monthly musical record", 1958, v. 88, № 988; Gardavský Č., Liszt und seine tschechischen Lehrer, "Studia musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae", 1963, t. 5.

Я. И. Мильштейн.

Музыкальная энциклопедия

Объекты автора: 78
Книги автора