• Язык
   

 
Главная » Авторы » Информация об авторе
Шуберт Ф.
ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц Петер (31 I 1797, Лихтенталь, близ Вены – 19 XI 1828, Вена) – австр. композитор. Отец Ш., школьный учитель, в соответствии с традицией обучавший своих воспитанников и пению, приобщил к музыке собств. детей. Уже в возрасте 10–11 лет Ш. играл на скрипке и фп., пел в церк. хоре. В 1808–12 был "певчим мальчиком" придв. капеллы. В конвикте (род семинарии), где он жил в эти годы, Ш. играл партию 2-й скрипки в любительском оркестре, временами и дирижировал им. В каникулярное время в качестве альтиста принимал участие в "домашнем" струн. квартете, в к-рый помимо него входили его отец и старшие братья Игнац и Фердинанд. Посещая оперные т-ры, Ш. познакомился с муз.-сценич. соч. В. А. Моцарта и К. В. Глюка. Хотя Ш. не обучался в к.-л. муз. уч. заведении, он получил муз.-теоретич. подготовку, пройдя курс генерал-баса с муз. педагогом конвикта В. Ружичкой, курс контрапункта – с руководителем придв. капеллы А. Сальери, к-рый давал ему и уроки композиции. Композиторское дарование Ш. проявилось рано. Ещё до поступления в конвикт он сочинял небольшие песни, струн. квартеты и фп. пьесы, в конвикте создал свою 1-ю симфонию. Однако Ш. пришлось выдержать тяжёлую борьбу с отцом за право целиком посвятить себя музыке. Отец не хотел для сына карьеры музыканта с необеспеченным будущим и мечтал сделать его чиновником. Он настоял на том, чтобы Ш. прошёл курс в учительской семинарии и стал помощником учителя в его школе, однако осн. внимание Ш. уделял композиции. К 1814 относится его первый шедевр – песня "Гретхен за прялкой" на сл. И. В. Гёте. В том же году в Лихтентальской церкви с успехом была исполнена его 1-я месса. В 1815–16 Ш. работал особенно интенсивно, создав св. 250 песен, в числе к-рых много значительных ("Лесной царь", "Неистовая любовь" и "Дикая роза" на сл. Гёте и др.), кантату "Прометей" (утеряна), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др.

В 1818 Ш. прекратил работу в школе, что привело к разрыву с отцом. К этому времени вокруг Ш. сложился тесный кружок друзей – любителей музыки и поклонников его творчества. Общение с ними способствовало духовному развитию композитора, который, несмотря на скудость общего образования (он не прошёл и полного курса гимназии), стал человеком широкого кругозора и передовых для своего времени взглядов. Среди друзей Ш. – тонкий ценитель иск-ва чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, крупнейший австр. художник М. Швинд, художник Л. Купельвизер, поэт И. Майрхофер, поэт и драматург, впоследствии идеолог бурж. революции 1848 Э. Бауэрнфельд, подвергшийся полицейским репрессиям за свои прогрессивные убеждения тирольский поэт И. Зенн, комп. А. Хюттенбреннер. К числу друзей Ш. принадлежал и выдающийся австр. певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен. В кругу друзей Ш. часто исполнялись его соч.; такие вечера наз. "шубертиадами".

Признание начало приходить к Ш. только в последние годы его жизни, гл. обр. благодаря его песням. Существ. улучшения жизненных условий оно с собой не принесло. Неоднократно Ш. добивался предоставления ему муз. должности, но безуспешно. Вся жизнь композитора прошла в материальной нужде. Многие годы он вынужден был давать тягостные для него уроки. Лишь с 1821 начали печататься отд. изданиями его соч. (до этого в приложениях к разл. альманахам были опубл. 3 его песни). Первые тетради напечатаны на средства, собранные друзьями и почитателями, и лишь после этого его произв. стали принимать венские издатели. На протяжении всей жизни он не имел возможности совершить поездку за пределы Вены и её окрестностей на свой счёт – Ш. побывал в Венгрии (1818 и 1824) в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази, в Верхней Австрии и Зальцбурге (1819, 1823 и 1825) – в качестве компаньона Фогля, в столице Штирии Граце (1827) – по приглашению местного любителя музыки И. Пахлера. В течение ряда лет Ш. не имел собственного фп., и лишь гонорар, полученный за единственный в его жизни "авторский" концерт, состоявшийся 26 марта 1828, за неск. месяцев до его кончины, и прошедший с большим успехом, позволил ему приобрести инструмент.

В музыке Ш. ясно выступают черты, связанные с традициями венской классической школы. Мировосприятие Ш. также отличала значительная доля гармонич. уравновешенности. Как и творчество венских классиков, его творчество характеризуется богатством круга образов, широтой охвата тем и явлений действительности. При этом любое содержание композитор выражал предельно простым, понятным языком. Как и венские классики, он стремился к стройности, закруглённости, уравновешенности формы. Ему также свойствен подлинный универсализм – в его наследии, насчитывающем около 1000 произведений, представлены все совр. ему муз. жанры.

И вместе с тем Ш. принадлежал к числу муз. гениев, прокладывавших в иск-ве новые пути. Он явился первым великим представителем романтического направления в муз. иск-ве (см. Романтизм). Его можно назвать "романтическим классиком" (термин А. Эйнштейна). Хотя Ш. пережил Бетховена всего на год с небольшим, его иск-во принадлежит др. эпохе. Определяющим для художников этого поколения явилось разочарование в итогах Великой франц. революции. Оно и породило романтич. течения – сначала в лит-ре, затем в музыке. Для Ш. существ. значение имело и то, что он жил в стране, ставшей после Венского конгресса 1814–15 под эгидой канцлера Меттерниха центром европ. реакции, подлинно полицейским гос-вом, в к-ром жестоко преследовалось малейшее проявление свободомыслия. Остро ощущая "свинцовый гнёт" обществ. обстановки и не находя в совр. ему действительности положит. идеала, Ш. пришёл к мысли, что иск-во должно воссоздавать этот отсутствующий в жизни идеал, вселять в людей веру в лучшее будущее. При этом композитор не уходил от действительности, ибо светлый идеал он понимал как свободное проявление в человеке всего истинно человеческого. В его мире, в сфере его чувств он открыл огромные богатства и правдиво отображал их в своих сочинениях. Сравнительно с представителями венской классич. школы Ш. показывал действительность менее абстрагирование и обобщённо – у него главенствует выражение переживаний отд. человека. Простота, сердечность, задушевность музыки Ш., её непосредственность, "открытость" тесно связаны с личными качествами композитора. Но Ш. воплощал в своей музыке не только собств. чувства. По словам В. В. Асафьева, Ш. отличала "редкая способность: быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей...".

Хотя Ш. редко использовал в своих соч. подлинные нар. темы, вся его музыка коренится в нар. иск-ве. Язык нар. австр. песни во многом определил особенности мелодич. мышления композитора. В музыке его нашли отражение и своеобразные черты муз. фольклора живших на терр. Австр. империи венгров, слав. народностей.

В музыке Ш. господствует мелодия; он был одним из величайших мелодистов. Особое значение в произведениях Ш. приобрели колорит, красочность, но не самодовлеющие, а служащие средством раскрытия определ. содержания. Красочность достигается композитором путём обогащения гармонии, для к-рой характерно широкое применение разл. рода побочных трезвучий терцового отношения, включая и хроматические, сближение одноимённых и параллельных мажора и минора, богатство модуляций и отклонений, не только постепенных, но и внезапных, типа сопоставления тональностей. Тяготение к красочности сказывается и в оркестровке Ш., в частом использовании им вариационных приёмов. Выказывая большое мастерство полифонического письма, формы фуги, канона и др. Ш. привлекал, как правило, лишь в отд. разделах и эпизодах своих соч., подчиняя общей концепции произв.

Соотношение в муз. наследии Ш. разл. жанров оказывается существенно иным, чем у венских классиков. Важнейшее место в его творчестве занимает песня для голоса и фп. (нем. Lied; жанр, соответствующий романсу в рус. музыке). Расцвет в нем. поэзии нового, связанного с нар. песней направления (И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Л. Уланд и др.), а также фп. музыки (Л. Бетховен) подготовил условия для реформы песенного жанра. Определённые шаги на пути к её осуществлению были сделаны нем. комп. И. Р. Цумштегом, И. Ф. Рейхардтом, К. Ф. Цельтером и др. Однако лишь Ш. явился подлинным родоначальником австро-нем. камерной вок. лирики. Второстепенный прежде жанр он сделал одним из ведущих, способным к воплощению глубокого, значит. содержания. Самое новое в песнях Ш. – более тесное, чем прежде, единение музыки и поэзии (синтетич. муз.-поэтич. образы). Музыка в них становится равноправным с поэтич. текстом и даже господствующим компонентом. Это сопряжено с ростом значительности муз. образов, их индивидуализацией. Вок. мелодия в песнях Ш. отвечает декламации стихотворения, зачастую включает речитативные элементы, и в то же время, как правило, представляет собой целостное муз. обобщение. Вырастает у Ш. роль партии фортепьяно. В большинстве песен она не ограничивается сопровождением, гармонич. поддержкой мелодии, но принимает непосредств. участие в формировании муз. образов. Зачастую она выполняет звукоизобразит. функции (рисуя, напр., природный фон), но при этом всегда имеет выразит. значение. Мн. песни Ш. – подлинные дуэты голоса и фп., взаимно дополняющих друг друга, создающих внутренне богатый, многоплановый муз. образ. Ш. расширил выразит. возможности и обогатил прежние типы песен – простую и варьированную строфические, рапсодическую, многочастную, фактически создал новый тип песни "сквозного" развития с объединяющим целое варьируемым мотивом, "лейтобразом" в партии фп.

Ш. принадлежит более 600 песен. Многие известны в неск. редакциях. На ряд стихотворений им написано по неск. различных соч. Это определялось его стремлением к художеств. совершенству, а также эволюцией его творчества. В песнях Ш. представлены стихотворения ок. 100 поэтов – немецких, австрийских, а также английских (в нем. переводе) и итальянских. Для каждого крупного поэта Ш. находил отвечающие его поэзии стилистич. средства. К жанру песни Ш. обратился под влиянием поэзии Гёте; она вызывала в композиторе столь сильный отклик, что уже в первые годы творчества на стихотворения Гёте он создавал шедевры. Более всего песен композитор написал на слова этого поэта. Много песен создано им также на тексты Ф. Шиллера, В. Мюллера, Майрхофера. Эволюция песенного творчества Ш. связана не только с ростом его мастерства, но и с изменением его мировоззрения и общих творч. установок. С приближением творческой зрелости (ок. 1823) тенденция к индивидуальной характеристике частного, деталей, господствовавшая в ранние годы творчества (до осени 1814), и тенденция к целостному муз. обобщению, выступившая на первый план в 1815–16, начали уравновешиваться, что повлекло за собой и частое обращение к таким формам, как варьированная строфическая, смешанная. В целом в песенном творчестве Ш. разл. исследователи (Л. Шайблер, М. Бауэр, П. Мис) выделяют до 6 периодов. Особый период представляет творчество Ш. 1827–28; этот последний период творчества характеризуется, в частности, обострением драм., даже трагич., настроений – в песенном цикле "Зимний путь" на сл. Мюллера и особенно в песнях на тексты Г. Гейне – 6 психологич. миниатюрах, в числе к-рых – шедевры драм. силы и концентрированности выражения "Атлас", "Город", "Двойник". Вместе с тем среди этих же гейневских песен – безоблачно-светлая баркарола "Рыбачка", а последней песней Ш. явилась исполненная жизнерадостности и отливающая яркими красками "Голубиная почта" на текст И. Г. Зайдля. Светлые, мужественные тона господствуют и в ряде созданных в эти годы инстр. соч.

В жанровом и тематич. отношении песни Ш. представляют собой богатую картину. Композитор создал ряд "песен в нар. духе" – в простой строфич. форме, с элементарным фп. сопровождением ("Дикая роза" и "Швейцарская песня" на тексты Гёте). В соответствии с традицией нар. иск-ва подобным же образом он нередко воплощал и балладные стихотворения ("Рыбак", "Бог и баядера" на сл. Гёте). В др. случаях он создавал баллады "сквозного" развития, не только рапсодич. типа ("Кубок" и "Порука" на сл. Шиллера), но и объединённые "сквозным" развитием одного мотива в партии фп. ("Лесной царь"; "Карлик" на сл. М. Коллина). Имеются у него и т. н. общественные, "компанейские" песни, в т. ч. застольные (лучшая – "Дифирамб" на сл. Шиллера). Во мн. песнях представлены тема природы и её восприятия человеком, в нек-рых она господствует ("При вечерней заре" на сл. А. Шрайбера, "Звёзды" на сл. К. Г. Лайтнера, "В лесу" на сл. Ф. Шлегеля). Особенно тонко и любовно Ш. запечатлевал водную стихию ("На озере" на сл. Ф. Брухмана, "Баркарола" на сл. Л. Штольберга). Пантеистич. преклонение перед природой, восхищение её могуществом, красотой её творений составляет осн. содержание мн. религ. песен Ш. ("Бесконечному" на сл. Ф. Г. Клопштока, "Всемогущество" на сл. И. Л. Пиркера). С темой природы зачастую связаны и песни, к-рые можно определить как философские ("Вознице Кроносу" и "Границы человечества" на сл. Гёте). Представлена в песнях Ш. и героика ("Прометей" на сл. Гете, "Гребец" на сл. Майрхофера). Ряд песен композитора связан с темами смерти ("Девушка и смерть" на сл. М. Клаудиуса), романтического томления по идеалу, темами странствий ("Скиталец" на сл. Г. Ф. Шмидта), муз. иск-ва ("К музыке" на сл. Шобера). Главенствующее положение принадлежит любовной лирике, многообразной по оттенкам ("Неистовая любовь", "Тайное", "Близость возлюбленного", "Зулейка" I и II на тексты Гёте, "Привет", "Она была здесь" и "Ты мой покой" на сл. Рюккерта, "Ты меня не любишь" и "Любовь солгала" на сл. А. Платена, "Утренняя серенада" и "К Сильвии" на нем. перевод текстов У. Шекспира, "Вечерняя серенада" на сл. Л. Рельштаба).

Важное место в творчестве Ш. занимают его песенные циклы "Прекрасная мельничиха" (1823) и "Зимний путь" (1827) на слова Мюллера, которые, по существу, положили начало самому этому жанру (предшествовавший им цикл "К далёкой возлюбленной" Бетховена, 1816, не был ещё песенным циклом в современном понимании термина – в нём отсутствовало расчленение на отд. звенья, имелась тематич. реприза). В своих циклах песен Ш. добивается углубления характеристики героя, показывая его как бы с разных сторон, разл. песни с их тонкими эмоциональными оттенками дополняют друг друга. Оба цикла складываются из монологич. высказываний осн. героя. В первом цикле, раскрывающем его любовную драму, несмотря на трагич. концовку, преобладают светлые тона, фоном "действия" является цветущая весенняя природа. Во втором – любовная драма оказывается лишь предпосылкой бесцельных странствий героя, тщетной попытки его бежать от самого себя, от своих страданий. Поскольку определённого сюжета здесь нет, большое значение приобретают чисто музыкальные средства объединения (интонационные связи, тональный план).

К песням Ш. примыкают его вок. ансамбли и хоры. Преобладают квартеты для муж. голосов без сопровождения – жанр, утверждённый М. Гайдном и очень популярный во времена Ш. При простом гомофонном складе они отличаются богатством гармонии ("Лишь тот, кто знал тоску" на сл. Гёте, "Бегство" на сл. Г. Лаппе и др.). Меньше квартетов для жен. голосов ("23-й псалом", "Коронах" на текст В. Скотта в нем. пер.). В числе наиболее значит. вок. ансамблей – "Песнь духов над водами" для муж. квартета с сопровождением струн. инструментов на сл. Гёте и "Серенада" на сл. Ф. Грильпарцера для контральто и квартета муж. или жен. (2-я ред.) голосов (1827). Многочисленны ораториально-кантатные духовные соч. Ш. – мессы (7), оффертории (3), Salve Regina (6), Tantum ergo (6), Kyrie eleison и др. Не признававший официальной религии и склонявшийся к пантеизму гётевского толка, Ш. выражал в этих произв. далёкие от к.-л. мистики чувства, запечатлевал размышления о судьбах человека. Во всех своих мессах Ш. опустил в канонич. тексте слова "Credo in unam sanctam catholicam et apostolicam ecclesiam" ("Bepyю в единую святую католическую и апостолическую церковь"), передающие важнейший догмат католич. веры. Особенно выделяются мессы As-dur (1819–22) и Es-dur (1828), отличающиеся масштабностью, глубиной и величием образов, большим диапазоном настроений, смелостью гармонии, полифонич. мастерством, красочностью оркестровки. Лучшие из нелитургич. духовных соч. – Stabat mater на текст Клопштока (1816), "Победная песнь Мирьям" на текст Грильпарцера (1828) и части незавершённой оратории "Лазарь" па текст А. Г. Нимайера (1820).

В течение всей жизни Ш. стремился писать для муз, т-ра. Ему принадлежат 2 законченные оперы, 7 зингшпилей, а также музыка к 2 драм. пьесам; ряд его муз.-сценич. произв. остался незавершённым, в т. ч, последняя его опера "Граф фон Глайхен". При жизни Ш. исполнялись только зингшпиль "Братья-близнецы" (1820) и пьесы с его музыкой "Волшебная арфа" Г. Хофмана (1820) и "Розамунда..." В. Шези (1823). Но и в последующее время попытки возродить на сцене его оперы и зингшпили, в т. ч. и постановка оперы "Альфонсо и Эстрелла" Ф. Листом (1854, Веймар), не имели успеха. Лишь одноактный зингшпиль "Заговорщики" ("Домашняя война") на либр. И. Кастелли по Аристофану с 60-х гг. 19 в. исполнялся в Германии и Австрии со значит. успехом. А из музыки к "Розамунде" популярность приобрели увертюра (первоначально предназначавшаяся для "Волшебной арфы") и балетная музыка. Неудачи Ш. на поприще оперного композитора связаны с несовершенными либретто, лишёнными ярких характеров и драм. напряжения, с обращением к старым, исторически обречённым типам оперы (волшебный фарс, рыцарская драма, фривольная комедия), во многом они определяются, по-видимому, и самим складом его дарования.

Вок. и особенно песенное творчество Ш. – ключ к пониманию его инстр. музыки. Медленные лирич. части своих сонатно-симф. циклов Ш. порой строил в виде вариаций на тему собств. песни. Напевная, часто закруглённая лирич. тема песенного типа, воплощающая определ. переживание, приобрела большое значение и в крайних частях цикла. Это привело к изменению их муз. драматургии. Музыка отражает в них не столько процесс борьбы антагонистич. начал и последоват. развитие событий, сколько переживание автором каждого из событий, к-рые остаются за пределами отображения. В сонатном allegro главная и побочная партии становятся более самостоятельными, замкнутыми в себе, связующая партия часто ограничивается коротким переходом – переключением от одного состояния к другому. В разработке наряду с классич. методами развития используются и новые. Сохраняя тему или определ. построение как целое, Ш. проводит их в ином освещении с помощью тональной перекраски, гармонич., тембрового и фактурного варьирования. Развитие оказывается менее целеустремлённым, чем у Бетховена, однако подобное построение формы полностью отвечает лирич., а также лирико-эпич., лирико-драм. содержанию, господствующему у Ш. Именно в этом смысле должны пониматься известные слова Р. Шумана о "божественных длиннотах" в симфониях Ш.

Ш. оставил 7 полностью завершённых симфоний. 6 из них (1814–16) – юношеские опыты, предназначенные для разл. любительских оркестров. Они близки соч. Й. Гайдна и В. А. Моцарта; в 3-й (D-dur, 1815) и особенно 4-й ("Трагической", c-moll, 1816) симфониях заметны и бетховенские влияния. Вместе с тем в них во мн. деталях ощутима индивидуальность композитора. Свежесть и непосредственность музыки делают эти соч. репертуарными. На протяжении ряда последующих лет Ш. напряжённо искал пути воплощения в сонатно-симф. цикле нового лирико-романтич. содержания; ни одного из симф. замыслов этого времени Ш. не завершил. Известны 4 его симф. фрагмента этих лет: эскизы 2 симфоний D-dur (1818 и 1820), эскиз симфонии E-dur, доведённой до конца в виде партитуры с записью одних лишь ведущих голосов (1821), и 2 первые части "Неоконченной симфонии" h-moll (1822; композитор оборвал работу на 2-й странице скерцо, в фп. эскизе намеченного полностью). 2 части лирико-драм. "Неоконченной симфонии" принадлежат к числу величайших творений Ш.; несмотря на незавершённость, это соч. приобрело огромную популярность. Попытки завершения симфонии E-dur предпринимались Дж. Барнеттом в Великобритании, Ф. Вейнгартнером в Германии, Л. М. Бутиром в СССР, Б. Сиасовым в Болгарии, завершения "Неоконченной симфонии" – мн. композиторами, гл. обр. в связи с шубертовским конкурсом, организованным в 1928 амер. фирмой грампластинок "Коламбия". Последняя симфония Ш. – "большая" симфония C-dur (по совр. данным, 1825, окончат. ред. 1828) – это величественное, выдержанное в героико-эпич. тонах сочинение, по словам В. В. Стасова, поистине гениальное "по вдохновению, по силе, по порыву, по красоте, по выражению "народности" и "народной массы"...". В симфонии воплощены и впечатления от австр. природы, претворены элементы венг. и слав. муз. фольклора. "Неоконченная симфония" и "большая" симфония C-dur оказали значит. влияние на последующее развитие зап.-европ. симфонизма, определив его важные линии. В 1828 Ш. работал над новой симфонией D-dur (сохранились эскизы 1 – 3-й частей). К симфониям Ш. примыкают его орк. увертюры. Наиболее известны 2 увертюры "в итал. стиле" (1817) – исполненная добродушного юмора попытка стилизации итал. музыки.

Мн. ранние камерные инстр. соч. Ш. связаны с распространённым в Австрии домашним музицированием. В этой области Ш. создал соч., по значимости содержания и совершенству формы намного возвышающиеся над уровнем совр. ему бытовой музыки, – октет для струн. и дух. инструментов F-dur (1824) и особенно исполненный жизнерадостности фп. квинтет A-dur "Форель" (1819?), предпоследняя 4-я часть к-рого – вариации на тему одноим. песни Ш. Струн. квинтет C-dur (1828) – одно из наиболее глубоких и богатых по мысли соч. Ш. Из 14 (возможно, 16) законченных струн. квартетов Ш. выделяются 3 последние: лирич. квартет a-moll (1824), в менуэте к-рого цитируется песня Ш. "Фрагмент из стихотворения Шиллера "Боги Греции"", а в Andante в качестве темы вариаций использована мелодия из музыки к "Розамунде"; остродрам. квартет d-moll (1824–26), медленная часть к-рого построена как вариации на тему песни Ш. "Девушка и смерть"; особенно новаторский, отличающийся образным богатством квартет G-dur (1826). Мужественные, порой героич. тона отличают фп. трио Ш. B-dur (1828?) и Es-dur (1827); в финале последнего возвращается тема из Andante, что намечает новую трактовку цикла как единого целого. Большинству камерных инстр. соч. Ш. присущи черты оркестральности; композитор отмечал, что работой в этой области "хотел проложить себе путь к большой симфонии". Более камерный характер свойствен трём юношески свежим сонатинам (сонатам) для скрипки и фп. (1816).

Одна из центр. областей творчества Ш. – фп. музыка. В своих фп. сонатах, испытывая влияние творчества Бетховена, Ш. вместе с тем достиг индивидуальной трактовки жанра. Выделяются сонаты a-moll (1817) A-dur (1819 или 1825), a-moll (1823), C-dur (неоконченная, т. н. "Реликвия"), D-dur (1825), G-dur (1826, изд. под назв. "Фантазия") и три последние – c-moll, A-dur и B-dur (1828). Многие зрелые сонаты Ш.


отличают масштабность концепции, черты оркестральности. Фп. фантазия "Скиталец", в к-рой 2-я часть основана на теме одноим. песни Ш., – сочинение, предвосхищающее структуру созданного Листом жанра симф. поэмы. Новаторский характер свойствен и фп. экспромтам (11; 1827–1828) и музыкальным моментам (6; 1823–28). Это ранние образцы романтич. фп. миниатюры, по образному строю и трактовке инструмента близкие к соч. Шопена и Листа.

Ш. – автор более 400 фп. танцев – вальсов, лендлеров, экосезов, "немецких", галопов, возникавших в виде импровизаций во время дружеских вечеринок, когда композитор играл для танцев. Эти сохраняющие прикладной характер пьесы, б. ч. составляющие традиц. цепи миниатюр, несложные по фактуре, но по тонкости и красоте образов несравнимые с массовой танц. продукцией эпохи, представляют собой важный шаг на пути к поэтизации танц. жанров.

В соответствии с традицией своего времени Ш. создал много соч. для фп. в 4 руки – 2 сонаты, 4 фантазии, 2 рондо, вариации, ряд полонезов и др. танцев, 12 маршей. Оригинальное и поэтичное соч. – последняя фантазия f-moll (1828) с венг. колоритом нек-рых разделов. Из вариационных циклов наиболее значительны вариации e-moll на тему франц. песни, посв. Бетховену (1818), а также вариации As-dur на собств. тему (1824). Марши Ш. по своему характеру выходят за пределы собственно фп. музыки; многие из них исполняются в орк. переложениях.

При жизни Ш. публично исполнялись немногие его соч., гл. обр. отд. песни. В последующее время Ш. также долго рассматривали лишь как автора песен; его инстр. творчество получило признание через десятилетия после его смерти ("большая" симфония C-dur в полном объёме прозвучала под упр. Ф. Мендельсона в 1839, "Неоконченная симфония" – только в 1865). Но и ныне исполнительское освоение богатого творч. наследия Ш. не завершено.

Основные даты жизни и деятельности

1797.– 31 I. В предместье Вены Лихтенталь у школьного учителя Франца Ш., происходившего из крестьянской семьи в Сев. Моравии, и его жены Элизабет, урожд. Виц, до замужества кухарки в Вене, род. сын Франц Петер.

1804.– Занятия музыкой под рук. отца (скрипка), брата Игнаца (фп.), регента хора Лихтентальской церкви М. Хольцера (скрипка, фп., пение).

1808.– 30 IX. Ш. становится "певчим мальчиком" имп. корол. придв. капеллы и воспитанником венского конвикта; он обучается здесь пению, игре на скрипке и фп., генерал-басу под рук. В. Ружички, посещает акад. гимназию.

1810.– 8 IV – IV. Ш. создаёт первое сохранившееся соч.– фантазию G-dur для фп. в 4 руки.

1812.– 18 VI. Руководитель придв. капеллы А. Сальери, обратив внимание на дарование Ш., начинает обучать его контрапункту.– 26 VII. III. последний раз поёт в придв. капелле (с 1812 у него мутирует голос).

1813.– Осень. Из-за занятия композицией Ш. получает отметки "не вполне удовлетворительно" по лат. яз. и "неудовлетворительно" по математике.– XI. Отказавшись от переэкзаменовки, Ш. покидает конвикт.– XII. По настоянию отца Ш. поступает в нормальную школу св. Анны, готовившую помощников учителей.

1814.– 19 VII. Ш. сдаёт выпускные экзамены в нормальной школе и становится 6-м помощником учителя в школе своего отца.– Конец года. Друг со времени совместного пребывания в конвикте Й. Шпаун знакомит Ш. с поэтом И. Майрхофером, также ставшим его другом.

1815.– При посредстве Шпауна Ш. знакомится с поэтом-любителем Ф. Шобером, впоследствии одним из ближайших его друзей.

1816.– IV. III. подаёт заявление о предоставлении ему места преподавателя муз. школы в Лайбахе (ныне Любляна, в СФРЮ), к к-рому прилагает рекомендацию Сальери, написанную в сухих выражениях (в VIII Ш. узнал, что место это предоставлено кандидату из Клагенфурта и прекратил занятия у Сальери).– 17 IV. Друзья Ш. отправляют И. В. Гёте рукописную тетрадь, содержащую 16 песен Ш. на его тексты (ответа от Гёте не последовало).– 24 VII. Исп. в саду при доме профессора ун-та Г. Ваттерота написанной к его именинам кантаты Ш. "Прометей" (впоследствии утерянной; исполнители – гл. обр. студенты ун-та, в т. ч. Л. Зонлайтнер, ставший другом Ш.).– XII. Ш. покидает дом отца (живёт сначала у Ваттерота, затем у Шобера; в последующее время – у друзей или снимает комнату, лишь изредка возвращаясь в дом отца).

1817.– II или III. Шобер знакомит Ш. с певцом И. М. Фоглем.

1818.– 6 II. Публикация песен Ш. "На Дунае" и "Озеро Эрлаф" на сл. И. Майрхофера в 6-м вып. "Художественной карманной книжки..." (1-я публикация соч. Ш.). – 1 III. Исп. 2-й увертюры Ш. "в итал. стиле" в "академии" Э. Яйеля в зале венского отеля "Римский император" – первое публич. исп. соч. Ш.– Начало июля. Ш. оставляет работу в школе отца и выезжает в Венгрию в поместье графа И. Эстерхази Желиз в качестве учителя музыки его дочерей (возвращается в Вену в сентябре).

1819.– 28 II. Исп. Ф. Егером в "академии" Яйеля в зале венского отеля "Римский император" песни "Жалоба пастуха" на сл. Гёте – первое публич. исп. песни Ш.– Начало VII. Ш. вместе с Фоглем выезжает в Верхнюю Австрию (посещение Штейра и Линца, исп. песен Ш. в домах местных любителей музыки; возвращение в середине сентября).

1820.– 14 VI. Исп. в венском "Кернтнертортеатре" "фарса с пением" (зингшпиля) "Братья-близнецы" Ш. (выдержал 6 представлений; последнее – 21 VII).– 19 VIII. Исп. в "Театре ан дер Вин" пьесы с музыкой Ш. "Волшебная арфа" (выдержала 8 представлений; последнее – 12 X).

1821.– 7 III. Исп. в "академии" в "Кернтнертортеатре" квартета для муж. голосов "Деревушка" на сл. Бюргера, октета для муж. голосов "Песнь духов над водами" и песни "Лесной царь" на сл. Гёте (пел Фогль, аккомпанировал А. Хюттенбреннер; первое публич. выступление Фогля с исп. песен Ш.).– Начало IV. Песня "Лесной царь" издана на средства, собранные друзьями и поклонниками Ш.; начало публикации соч. Ш. отд. изданиями.– 20 VI. Первое представление в "Кернтнертортеатре" оперы "Волшебный колокольчик" Л. Герольда с 2 вставными номерами Ш.

1822.– IX. В Граце исп. квартеты для муж. голосов "Деревушка" и "Соловей", а также песня "Лесной царь"; в Линце – квартет для муж. голосов "Соловей" (первое публич. исп. соч. Ш. в этих городах).

1823.– Середина IV. III. избирается почётным чл. Штирийского муз. союза.– Около 25 VII. III. с Фоглем выезжают в Верхнюю Австрию (посетили Линц и Штейр; возвратились в ноябре).– VIII. Ш. избирается почётным чл. Линцского муз. союза.– 20 XII. Пост. в "Театре ан дер Вин" пьесы В. Шези "Розамунда..." с музыкой Ш. (выдержала 2 исполнения, 2-е – 21 XII).

1824.– 14 III. Исп. струн. квартета a-moll (op. 29) в концерте квартета И. Шуппанцига.– 25 V. Ш. вновь уезжает в Венгрию в имение И. Эстерхази Желиз в качестве учителя музыки его дочерей (вернулся 17 X).

1825.– Середина IV. Издание песен "Вознице Кроносу", "К Миньоне" и "Ганимед" на сл. Гёте (ор. 19) с посвящением поэту; экземпляр издания Ш. отправил Гёте со своим письмом (Гёте сделал в дневнике запись о получении письма и нот, но композитору не ответил).– 18 или 19 V. Ш. с Фоглем выезжают в Верхнюю Австрию и Зальцбург (побывали в Штейре, Линце, Гмундене, Зальцбурге, Гастейне; вернулись около 10 X).– 9 VI. В своём концерте в Берлине А. Мильдер исполняет песни "Зулейка" II и "Лесной царь" на сл. Гёте.– IX. Композитору предоставляется возможность получить место придв. органиста (этой возможностью он не воспользовался).

1826.– 7 IV. Ш. подаёт прошение о предоставлении ему вакантной должности придв. вице-капельмейстера (этого места он не получил).– IV. Издание в числе прочего сонаты для фп. D-dur (op. 53) и "Венгерского дивертисмента" для фп. в 4 руки (ор. 54).– Начало X. Письмо Ш. в Об-во любителей музыки, где он сообщает о посвящении об-ву своей симфонии (по совр. данным, речь шла о 1-й ред. "большой" симфонии C-dur).– 12 X. Об-во любителей музыки выплачивает Ш. 100 флоринов – "не как гонорар" за симфонию, а в знак благодарности.

1827.– 29 III. Ш. в качестве одного из факельщиков участвует в похоронах Бетховена. – 16 IV. Исп. октета для струн. и дух. инструментов F-dur в концерте квартета И. Шуппанцига.– Начало VI. Ш. избирается чл. "корпорации представителей" Об-ва любителей музыки.– 2 IX. По приглашению грацких любителей музыки супругов Пахлер Ш. вместе со своим другом Енгером посещает Грац.– 8 IX. Ш. присутствует в Граце на концерте Штирийского муз. союза, в к-ром исп. "Песнь Нормана" на пер. из В. Скотта, "Серенада" на сл. Грильпарцера и квартет для муж. голосов "Дух любви" на сл. Маттисона.– 24 IX. Ш. и Енгер возвращаются в Вену.– 16 XII. Исп. фп. трио Es-dur (op. 100) в концерте квартета Шуппанцига.

1828.– 20 I. В концерте чеш. скрипача Й. Славика им и К. М. Боклетом исп. фантазия для скрипки и фп. C-dur.– 26 III. Концерт из соч. Ш. в зале Об-ва любителей музыки; в программе: 1-я часть струн. квартета G-dur, 5 песен в исп. Фогля, фп. трио Es-dur (op. 100) и двойной хор для муж. голосов "Боевая песня" на сл. Клопштока.– 9 V. Ш. вместе с Бауэрнфельдом посещает концерт Н. Паганини.– 1 IX. По совету врачей Ш. переселяется к брату Фердинанду, жившему в предместье Вены – Нойе-Виден.– Начало XI. Болезнь Ш. – 19 XI. Смерть композитора.

Соч.: оперы – Порука (Die Bürgschaft, либр. неизв. автора по балладе Шиллера, неоконч., 1816), Сакунтала (либр. И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820), Альфонсо и Эстрелла (либр. Ф. Шобера, 1821–22; пост. в сокр. ред. Ф. Листом, 1854, Придв. оперный т-р, Веймар), Фьерабрас (либр. Й. Купельвизера по одноим. старинному франц. романсу и нем. легенде "Эгингард и Эмма", 1823, пост. Ф. Мотлем, 1897, Карлсруэ), Граф фон Гляйхен (либр. Э. Бауэрнфельда по сказке И. К. А. Музеуса "Мелехзала", не окончена, 1827–28); зингшпили – Рыцарь зеркала (Der Spiegelritter, либр. А. Коцебу; не окончен, 1811–12?), Увеселительный замок сатаны (Des Teufels Lustschloß, либр. Коцебу, 1814, пост. 1879, зал Муз. союза [Общества любителей музыки], Вена), Четыре года на посту (Der vierjährige Posten, либр. Т. Кернера, 1815, пост. 1896, Дрезден), Фернандо (либр. А. Штадлера, 1815; пост. 1918, Магдебург), Клаудина фон Вилла Белла (либр. Гёте, 1815, сохранился 1-й из 3 актов, пост. 1978, Вена), Друзья с Саламанки (Die Freunde von Salaraanka, либр. И. Майрхофера, 1815, пост. 1928, Галле), Адраст (либр. Майрхофера, не оконч., между 1817 и 1819), Братья-близнецы (Die Zwillingsbrüder, либр. Г. Хофмана, 1819, пост. 1820, Вена, "Кернтнертортеатр"), Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война (Der häusliche Krieg, либр. И. Φ. Кастелли по комедиям Аристофана "Экклезиацузае" и "Лизистрата", 1823; пост. 1861, Франкфурт-на-Майне); Волшебная арфа (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820, Вена, "Т-р ан дер Вин"), Розамунда, княгиня Кипрская (Rosamunde, Fürstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Ш., 1823, Вена, "Т-р ан дер Вин"); дуэт и ария к комич. опере Герольда "Волшебный колокольчик", нем. сл. Ф. Трайчке (1821, исп. 1821, Вена, "Кернтнертортеатр"); для солистов, хора и оркестра – 7 месс (1812, сохранились фрагменты; 1814; 2 – 1815; 1816; 1819–22; 1828), Немецкий реквием (Немецкая траурная месса, 1818, изд. 1826 как соч. Фердинанда Ш.), Немецкая месса (1827); 7 Salve Regina (1812, 1814, 1815; 2 – 1816; 1819, 1824), 6 Tantum ergo (1814; 2 – 1816; 1821; 1822; 1828), 4 Kyrie eleison (1812; 3 – 1813), магнификат (1815), 3 оффертория (1815, 1815, 1828); 2 Stabat mater (1815, лат.; 1816, нем.) и др.; оратории и кантаты – Кто велик? (Wer ist groß?, 1814), Именины Φ. Μ. Фирталера, или Поздравительная кантата (Namensfeier für F. M. Vierthaler, oder Gratulations-Kantate, 1815), Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери (Beitrag zur fünfzigjährigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фп., 1816), В честь Йозефа Шпендоу (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816), Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро (Zum Geburtstag des Sängers J. M. Vogl, oder Der Frühlingsmorgen, с фп., 1819), Лазарь, или Торжество воскресения (Lazarus, oder Die Feier der Auferstehung, сценич. оратория, не оконч., 1820), К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фп. в 4 руки, 1827), Победная песнь Мирьям (Mirjams Siegesgesang, сл. Грильпарцера, для сопрано соло, смеш. хора и фп., 1828); для орк. – симфонии: № 1 (D-dur, 1813), № 2 (B-dur, 1814–15), № 3 (D-dur, 1815), № 4 (c-moll, "Трагическая", 1816), № 5 (B-dur, 1816), № 6 (C-dur, 1818), Ε-dur (не завершена, 1821), h-moll ("Неоконченная", 1822), № 7 (C-dur, "большая", 1825–1828); увертюры (D-dur, 1811; 2 – D-dur, 1812; B-dur, 1816; D-dur, 1817; увертюры "в итальянском стиле" D-dur и C-dur, 1817; e-moll, 1819); для инструмента с орк.– конпертштюк для скр. (D-dur, 1816), рондо для скр. и струн. оркестра (A-dur, 1816), полонез для скр. (B-dur, 1817); камерные инстр. ансамбли: для скр. с фп.– 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 1816), соната (дуэт, A-dur, 1817); интродукция и вариации для флейты и фп. (e-moll, на тему песни "Засохшие цветы" – "Trockne Blumen" из "Прекрасной мельничихи", 1824); соната для арпеджиона и фп. – (a-moll, 1824); для фп. трио – Ноктюрн (Es-dur, op. 148, 1828?), фп. трио (B-dur, op. 99, 1828?; Es-dur, op. 100, 1827); струн. трио (B-dur, 1816; B-dur, 1817); струн. квартеты (g-moll – B-dur, 1810–11; C-dur, 1812; B-dur, 1812–13; C-dur, 1813; B-dur, две части, 1813; D-dur, 1813; Es-dur, op. 125 № 1, 1813; c-moll, Grave и Allegro, 1814; B-dur, op. 168, 1814; g-moll, 1815; E-dur, 1816; c-moll, 1-я ч., 1820; a-moll, op. 29, 1824; d-moll, "Девушка и смерть", 1824–26; G-dur, op. 161, 1826), для струн. квартета – увертюра (c-moll, 1811), менуэты и нем. танцы (1813), фп. квинтет (A-dur, "Форель", 1819?); увертюра для струн. квинтета (c-moll, 1811); струн. квинтет (C-dur, op. 163, 1828); октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813); октет для струнных и духовых (F-dur, op. 166, 1824); 6 менуэтов для духового нонета (D 2D, 1811, № 4–6 – в фп. эскизе), нонет для духовых (es-moll, 1813); для фп. в 2 руки – сонаты: E-dur (1815), C-dur (не оконч., 1815), E-dur (1816, части 1 и 2), c-moll (фрагмент, 1817?), a-moll (op. 164, 1817), As-dur (1817), e-moll (1817), Des-dur (1817), Es-dur (op. 122, ред. предыд., 1817), fis-moll (1817), Η-dur (op. 147, 1817), C-dur (не оконч., 1818), f-moll (1818; Adagio изд. как op. 145 № 1), cis-moll (не оконч., 1819), A-dur (op. 120, 1819 или 1825), a-moll (op. 143, 1823), a-moll (op. 42, 1825), C-dur ("Реликвия", не оконч., 1825), D-dur (op. 53, 1825), G-dur (op. 78, "Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto", 1826), c-moll, A-dur, B-dur (1828); фантазии: C-dur ("Грацкая", D 605A, 1817?), C-dur (фрагмент, между 1821 и 1823), C-dur "Скиталец" (op. 15, 1822); экспромты: 4 (op. 90, 1827?), 4(op. 142, 1827), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828); музыкальные моменты: 6 (ор. 94, 1823–28), 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, 1827?), рондо E-dur (op. 145 № 2, 1817), Adagio G-dur (1815), Allegretto c-moll (1827), Andante C-dur (1812) и A-dur (1816 или 1817), "Венгерская мелодия" (1-я ред. 3-й ч. "Венгерского дивертисмента", 1824) и др.; вариации: F-dur (10, 1815), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817), c-moll

Музыкальная энциклопедия

Объекты автора: 32
Книги автора