• Язык
   

 
Главная » Авторы » Информация об авторе
Корелли А.
КОРÉЛЛИ (Corelli) Арканджело (17 II 1653, Фузиньяно – 8 I 1713, Рим) – итал. скрипач, композитор и педагог. Обучался игре на скрипке у Дж. Бенвенути в Болонье. С 1670 чл. Болонской филармонич. академии. С 1671 жил в Риме, где изучал контрапункт у М. Симонелли. Работал церк. скрипачом, концертмейстером оркестра т-ра "Капраника", выступал во главе инстр. ансамблей. В 1681 был издан сб. трио-сонат ор. 1, положивший начало европ. славе К. В 1687–1690 возглавлял (маэстро ди музика) капеллу кардинала Б. Панфили, с 1690 – капеллу кардинала П. Оттобони, руководил его музыкальными концертами (академиями), вёл педагогическую деятельность. С 1710 прекратил публичные выступления. В конце 1712 покинул кардинальский дворец.

Композиторское наследие К., состоящее исключительно из сольных и ансамблевых скрипичных произв., количественно невелико. К. подолгу вынашивал художеств. замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Его сб. сонат для скрипки соло с басом ор. 5 и сб. concerti grossi op. 6 (изд. посмертно, 1714) являются ярчайшими образцами старинной предклассич. сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Этими произв. он как бы подвёл итог исканиям неск. поколений итал. композиторов. То, что у предшественников К. было лишь смелой догадкой, технич. новшеством, приобрело в его творчестве законченный смысл, глубокое содержание, органичность формы. Круг муз. образов в его сонатах ещё недостаточно широк, порой ощущается нек-рая абстрактность муз. языка (гл. обр. в полифонич. частях "церковных" сонат). Но ясность и завершённость мысли, чеканность формы, а главное напевность его лучших произв. предвещают классич. иск-во. Сб. сольных сонат К. – значит. веха в формировании инструментальной сонаты, а соncerti grossi заложили фундамент для развития симф. музыки. Они выявляют связь иск-ва К. с вековыми художеств. традициями Италии, с культурой итал. Возрождения. Произв. К. свидетельствуют о нар. истоках его музыки: "Пастораль" из concerto grosso № 8, заключит. "Фолья" из сб. сольных сонат и "В темпе гавота" из сонаты № 10 (Дж. Тартини избрал эту мелодию темой для своих 50 вариаций "Искусство смычка"). Последние 2 произв. (в обр. Ф. Крейслера) сохраняют популярность в концертном репертуаре скрипачей. Как виртуоз и педагог К. был основателем т.н. римской школы, положившей начало "золотому веку" итал. скрипичного искусства. В основе исполнит. мастерства К. лежало "искусство пения", ограниченное строгими рамками, идеалом являлась "связная", плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения К., богатство и разнообразие оттенков. Среди его учеников – Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Б. Сомис и др.

Соч.: 4 сборника трио-сонат, ор. 1–4 (каждый по 12 произв., 1681, 1685, 1689, 1694); 12 сонат для скрипки и баса или чембало, ор. 5 (1700); 12 concerti grossi, op. 6 (1714).

Лит.: Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли, М., 1953; Оrsini L., Corelli, Torino, 1915; Pinсherle M., Arcangelo Corelli, P., 1933, nouv. éd., Corelli et son temps..., [s.l.], 1954; Rinaldi M., Arcangelo Corelli, Mil., 1953; Catalogo della Mostra corellianu, Roma, 1953–54; Stillings F. S., Arcongelo Corelli, Ann Arbor, 1957.

И. М. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия

Объекты автора: 7
Книги автора