Дисциплина: Языкознание Основы формальной лингвистики Основы языкознания Основные направления современной фундаментальной лингвистики
Цели и задачи изучения курса | 6 |
Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке | 9 |
1.1. Общие положения и терминология | 9 |
1.2. Связь языкознания с другими науками | 11 |
1.3. Кардинальные вопросы и задачи языкознания | 13 |
Тема 2. Современная структура знаний о языке. Определение языка и его сущность | 15 |
2.1. Знаковая природа языка | 15 |
2.2. Определения языка | 19 |
Тема 3. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации | 21 |
3.1. Понятие коммуникации и общения | 21 |
3.2. Понятие и сущность речевых и коммуникативных актов | 26 |
3.3. Классификация речевых актов | 30 |
3.4. Проблемы, связанные с речевыми актами | 34 |
3.5. Модели коммуникации | 36 |
Тема 4. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста. Порождение текста | 40 |
4.1. Становление и развитие теории текста в лингвистике. Понятие текста | 40 |
4.2. Семантическая организация текста | 50 |
4.3. Конструктивная организация текста | 56 |
4.4. Коммуникативное направление в изучении текста в системе «говорящий – текст – слушающий» | 64 |
4.5. Порождение текста и образ автора текста и адресата | 70 |
Тема 5. Герменевтика и понимание | 77 |
5.1. Сущность герменевтики. История становления | 77 |
5.2. Понимание и интерпретация текста | 82 |
Тема 6. Социальная обусловленность языка. Язык и общество. Социолингвистика | 89 |
6.1. Язык как социальное явление | 89 |
6.2. Социолингвистика как наука и истоки ее становления | 92 |
6.3. Основные понятия социолингвистики | 95 |
6.4. Проблемы, методы и направления социолингвистики | 114 |
Тема 7. Проблема соотношения языка и мышления. Психолингвистика | 125 |
7.1. Основы связи языка и мышления. Сознание и мышление | 125 |
7.2. Психолингвистика и история ее становления и развития | 126 |
7.3. Методы психолингвистики | 131 |
Тема 8. Концептуальная и языковая картина мира | 133 |
Тема 9. Понятие языковой и коммуникативной личности. Вторичная языковая личность | 135 |
9.1. Понятие личности в современной науке. Структура языковой личности | 135 |
9.2. Вторичная языковая личность | 139 |
Тема 10. Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языка и единицы | 140 |
10.1. Понятие системы и структуры в языкознании | 140 |
10.2. Уровни языка и единицы | 142 |
Тема 11. Фонология. Основные фонологические школы | 156 |
11.1. Фонология и фонетика | 156 |
11.2. Фонологические школы | 158 |
Тема 12. Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Грамматическая категория и грамматическое поле. Грамматика формальная и функциональная | 162 |
12.1. Языковая мысль в культурах древнего и средневекового Востока | 162 |
12.2. Греко-римская языковедческая традиция как прародительница современного языкознания. Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения | 164 |
12.3. Основные грамматические понятия | 166 |
12.4. Формальные и функциональные грамматики | 172 |
Тема 13. Лексикология. Свойства слова. Семасиология. Понятие значения. Принципы номинации | 178 |
13.1. Понятие и сущность лексикологии. Свойства слова | 178 |
13.2. Понятие и сущность семасиологии | 185 |
13.3. Принципы номинации | 186 |
Тема 14. Лингвистическая типология. Виды типологий | 190 |
14.1. Понятие типологии | 190 |
14.2. Фонетическая типология | 192 |
14.3. Характерологический признак в типологии | 194 |
14.4. Субъект-объектная и синтаксическая типология | 195 |
14.5. Морфологическая типология | 197 |
Тема 15. Проблема универсалий | 201 |
15.1. Понятие языковых универсалий | 201 |
15.2. Проблема универсалий в языкознании | 203 |
15.3. Виды языковых универсалий | 205 |
Тема 16. Прикладная лингвистика. Искусственные языки. Моделирование языковых процессов | 208 |
16.1. Круг вопросов прикладной лингвистики | 208 |
16.2. Искусственные языки: понятие и виды | 212 |
Тема 17. Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры | 214 |
17.1. Понятие методов. Виды методов | 214 |
17.2. Сравнительно-исторический метод | 218 |
Задания к семинарским занятиям | 223 |
Дополнительные задания | 230 |
Кроссворды и пазлы | 232 |
Тесты | 236 |
Проблемные задания и темы рефератов | 247 |
Список экзаменационных вопросов | 248 |
Список рекомендуемой литературы | 250 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru