Дисциплина: Языкознание Введение в филологию Введение в спецфилологию Филология
Жанр: Учебники и учебные пособия для вузов
Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по направлению 032700 (031000) и специальности 031001 — «Филология»
Дополнительная информация:4-е изд., стер.
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга доступна только по подписке.
Учебное пособие содержит материал по курсу «Основы филологии», на фоне краткого исторического очерка дается представление о современном этапе филологии; освещаются все основные объекты современной филологии: естественный язык, текст, homo loquens; рассматриваются методологические проблемы современной филологии, особенности научного исследования в области филологии. В книге также помещены примерная программа учебной дисциплины (содержание дисциплины, примерная тематика практических занятий), вопросы и задания для самостоятельной работы и извлечения из сочинений отечественных и зарубежных авторов.
Для студентов, обучающихся по направлению 032700 (031000) и специальности 031001 — «Филология» (бакалавриат), и преподавателей вузов.
Предисловие | 3 |
Глава 1. Введение | |
1.1 Филология: слово — практическая деятельность — знание — область науки. Возникновение филологии как деятельности и как знания | 5 |
1.2. Что такое современная филология? | 8 |
1.3. Современная филология как отрасль науки и направление высшего профессионального образования. Цели и задачи курса «Основы филологии» | 18 |
Вопросы и задания | 22 |
Материалы для чтения | 23 |
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии | |
Д.С. лихачев. Об искусстве слова и филологии | 23 |
Ю.С. Степанов. СлОВО. Из статьи для Словаря концептов («Концептуария») русской культуры | 31 |
Глава 2. История филологии: от филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук | |
2.1. Филология как практически ориентированное комплексное знание (V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) | 35 |
2.2. Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии | 40 |
2.3. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук: середина ХIХ — середина ХХ в | 42 |
2.4. Современная, или «новейшая филология»: человек как центр филологии | 46 |
Вопросы и задания | 53 |
Материалы для чтения | 54 |
М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского | 54 |
А.К. Михальская. Основы риторики. Определение современной риторики | 57 |
М.Ю. Сидорова. лингвистическая уникальность и лингвистическая банальность русского Интернета | 60 |
Л.В. Щерба. Опыты лингвистического толкования стихотворений | 64 |
Глава 3. Язык как объект современной филологии | |
3.1. Почему естественный язык является объектом современной филологии? | 67 |
3.2. Естественный человеческий язык как «духовная энергия народа», «дух народа» (В. фон Гумбольдт) и как система (Ф. де Соссюр). Естественный язык как объект современной филологии | 74 |
3.3. Естественный язык и другие знаковые системы | 82 |
3.4. Аспекты изучения языка в филологических науках | 85 |
Вопросы и задания | 87 |
Материалы для чтения | 88 |
Р. Барт. Предисловие к «Словарю Ашетт» | 88 |
М.М. Бахтин. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук | 91 |
Э. Бенвенист. Общая лингвистика. Глава XXIII. О субъективности в языке | 97 |
В. фон Гумбольдт. Об изучении языков, или План систематической энциклопедии | 100 |
Р. Якобсон. Язык в отношении к другим системам коммуникации | 102 |
Глава 4. Текст как объект современной филологии | |
4.1. Почему текст является объектом современной филологии? | 105 |
4.2. традиционные и современные представления о тексте. Понятие текста как объекта современной филологии | 109 |
4.3. текст в мире текстов | 117 |
4.4. Аспекты изучения текста в филологических науках | 120 |
Вопросы и задания | 122 |
Материалы для чтения | 123 |
Р. Барт. От произведения к тексту | 123 |
И.т. Касавин. текст. Дискурс. Контекст | 128 |
Ю.М. лотман. текст в процессе движения: Автор — Аудитория, Замысел — текст | 133 |
н. Пьеге-Гро. Введение в теорию интертекстуальности | 138 |
У. Эко. Поэтика открытого произведения | 142 |
Глава 5. Homo loquens как объект филологии | |
5.1. Почему homo loquens является объектом современной филологии? | 146 |
5.2. Понятие homo loquens как объекта современной филологии | 153 |
5.3. Аспекты изучения homo loquens в филологических науках | 159 |
Вопросы и задания | 162 |
Материалы для чтения | 163 |
Иосиф Бродский. нобелевская лекция | 163 |
Г.Г. Гадамер. неспособность к разговору | 165 |
т.А. ван Дейк. Структура дискурса и сообщения-новости | 175 |
О. Мандельштам. О собеседнике | 177 |
О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить | 183 |
Глава 6. Методология современной филологии | |
6.1. Методологические основания современной филологии | 189 |
6.2. Филологическое научное исследование: основные понятия и методы | 194 |
6.3. Филологическое научное исследование: логика процесса исследования | 206 |
6.4. Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы, их задачи | 210 |
Вопросы и задания | 214 |
Материалы для чтения | 215 |
В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс | 215 |
У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки | 220 |
М. Эпштейн. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук | 222 |
Приложение. Основы филологии. | |
Примерная программа учебной дисциплины | 227 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru