Дисциплина: Литературоведение Основы теории литературы
Дополнительная информация:3-е изд., стер.
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга доступна только по подписке.
В хрестоматии собраны и систематизированы труды авторитетных ученых-литературоведов, показывающие развитие теоретической мысли от первых методологических подходов к изучению произведений словесного искусства до ее современного состояния, нашедшего отражение в постструктуралистских методиках. Отбор и группировка работ определялись задачей показать совмещение диахронного и синхронного уровней развития науки о литературе: проявить систему литературоведческих категорий как понятийно-логических, прояснить происхождение и развитие этой системы. К каждому научному тексту предлагаются вопросы и задания для лучшего понимания и усвоения материала.
Для студентов (магистрантов) филологических факультетов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников.
От составителя | 7 |
I. Труды академических школ в русском и зарубежном литературоведении | 10 |
Мифологическая школа | 10 |
Э.Б. Тайлор. Первобытная культура | 10 |
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу | 12 |
Культурно-историческая школа | 17 |
И. Тэн. Философия искусства | 17 |
А.Н. Пыпин. История русской литературы в 4-х томах | 21 |
Сравнительно-историческое литературоведение | 28 |
А.Н. Веселовский. Три главы из «Исторической поэтики» | 28 |
А.Н. Веселовский. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля | 36 |
Психологическая школа | 51 |
Ш. Сент-Бёв. Что такое классик | 51 |
А.А. Потебня. Мысль и язык | 56 |
II. Русское литературоведение ХХ века: кружки, школы, направления | 68 |
Социологическое направление | 68 |
Г.В. Плеханов. Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии | 68 |
В.М. Фриче. Социология искусства | 73 |
Формальная школа | 81 |
В.Б. Шкловский. Искусство как прием | 81 |
Б.М. Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Гоголя | 88 |
В.М. Жирмунский. Задачи поэтики | 100 |
Невельско-Витебский кружок и М.М. Бахтин | 114 |
М.М. Бахтин. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве | 114 |
В.Н. Волошинов (М.М. Бахтин). Фрейдизм | 133 |
Тартуско-московская семиотическая школа | 145 |
Ю.М. Лотман. Лекции по структуральной поэтике | 145 |
Ю.М. Лотман. Происхождение сюжета в типологическом освещении | 156 |
Б.А. Успенский. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) | 173 |
М.Л. Гаспаров. Строфический ритм в русском четырёхстопном ямбе и хорее | 186 |
Ю.И. Левин. Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений | 199 |
Ю.Н. Чумаков. Пир поэтики: Стихотворение Ф.И. Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры...» | 203 |
Историко-типологическое направление | 219 |
Д.С. Лихачёв. Поэтика древнерусской литературы | 219 |
А.М. Панченко. Два этапа русского барокко | 231 |
Изучение проблемы автора | 242 |
С.С. Аверинцев. Авторство и авторитет | 242 |
Б.О. Корман. Итоги и перспективы изучения проблемы автора | 258 |
Е.А. Подшивалова. Время, пространство, сюжет в цикле стихов А.А. Ахматовой «Четки» | 266 |
III. Актуальные проблемы методологии в зарубежном литературоведении ХХ века | 275 |
Феноменологический метод | 275 |
М. Хайдеггер. Время и бытие | 275 |
Р. Ингарден. Исследования по эстетике | 289 |
Герменевтический метод | 300 |
Г.-Г. Гадамер. О круге понимания | 300 |
Рецептивная эстетика | 308 |
Х.-Р. Яусс. Средневековая литература и теория жанров | 308 |
Р. Барт. Миф сегодня | 316 |
IV. Постструктуралистские методологии и методики анализа в современном литературоведении | 325 |
Дискурсный анализ | 325 |
М. Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук | 325 |
П. Серио. Анализ дискурса во французской школе (Дискурс и интердискурс) | 335 |
В.И. Тюпа. Анализ художественного текста | 342 |
Анализ с позиций деконструкции | 350 |
Ж. Деррида. Письмо к японскому другу | 350 |
П. де Ман. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста | 355 |
Мотивный анализ | 367 |
И.В. Силантьев. Мотив как единица художественного повествования | 367 |
Б.М. Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 377 |
Анализ архетипов | 383 |
Ю.В. Доманский. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте | 383 |
В.Н. Топоров. Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве Елены Гуро | 393 |
Интертекстуальный анализ | 402 |
А.К. Жолковский. Блуждающие сны | 402 |
Анализ крупных художественных систем | 413 |
И.П. Смирнов. Мегаистория. К исторической типологии культуры | 413 |
Н.Л. Лейдерман. Траектории «экспериментирующей эпохи» | 429 |
М.Н. Липовецкий. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов | 442 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru