Дисциплина: Введение в теорию межкультурной коммуникации
Введение (Р. З. Хайрулин) | 7 |
Глава 1. Теория речевой деятельности — методологическая основа теории межкультурной коммуникации (А. Н. Агапова) | 13 |
§ 1. Речь как средство коммуникации | 13 |
§ 2. Соотношение понятий: речевая деятельность и деятельность речевого воздействия | 17 |
§ 3. Теория речевой деятельности в контексте психолингвистики | 29 |
§ 4. Межкультурная коммуникация и ключевые понятия | 36 |
Рекомендуемая литература | 40 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 41 |
Глава 2. Соотношение совместной деятельности, речевого общения, коммуникации и языка: их детерминационные связи (И. А. Таирова) | 43 |
§ 1. Совместная деятельность коммуникантов и общение | 43 |
§ 2. Коммуникация как процесс производства и восприятия речи | 50 |
§ 3. Речь как процесс решения задач речевого общения | 55 |
§ 4. Психолингвистический аспект проблемы речевого общения в совместной деятельности | 58 |
Рекомендуемая литература | 62 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 62 |
Глава 3. Модель речевого общения (И. А. Горшенева, С. Е. Зайцева) | 64 |
§ 1. Понятие коммуникации | 64 |
§ 2. Классификация коммуникационных процессов | 66 |
§ 3. Модель коммуникативного процесса | 67 |
§ 4. Виды коммуникаций | 69 |
§ 5. Формы и типы речевой коммуникации | 71 |
§ 6. Виды речевой деятельности | 71 |
§ 7. Структура речевой коммуникации | 74 |
§ 8. Организация речевого взаимодействия | 75 |
§ 9. Умение слушать как необходимое условие эффективной коммуникации | 77 |
Рекомендуемая литература | 79 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 80 |
Глава 4. Образ мира и языковой образ мира (И. А. Горшенева, С. Е. Зайцева) | 82 |
§ 1. Становление и суть понятия «образ мира» | 82 |
§ 2. Образ мира как комплексная иерархическая структура | 83 |
§ 3. Языковой образ мира | 85 |
§ 4. Язык и речь | 89 |
§ 5. Функции языка | 92 |
§ 6. Роль языка в формировании личности | 97 |
§ 7. Язык и мышление | 98 |
§ 8. Профессиональная специфика образа мира | 101 |
Рекомендуемая литература | 104 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 105 |
Проблемные задания | 106 |
Глава 5. Языковое и неязыковое сознание. Образ сознания (И. А. Шерстобитова) | 107 |
§ 1. Сознание — отражение субъективного образа мира | 107 |
§ 2. Понятие образа сознания | 109 |
§ 3. Языковой образ сознания | 114 |
§ 4. Национальное сознание | 116 |
Рекомендуемая литература | 133 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 133 |
Глава 6. Производство и восприятие речи (И. А. Горшенева, С. Е. Зайцева) | 135 |
§ 1. Теории происхождения речи | 135 |
§ 2. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции Московской психолингвистической школы | 139 |
§ 3. Восприятие речи как психолингвистическая дисциплина | 146 |
§ 4. Модели процессов восприятия и понимания речи | 149 |
Рекомендуемая литература | 154 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 155 |
Глава 7. Языковая личность как совокупность навыков для МКК. Ролевой анализ в теории МКК (И. А. Таирова) | 157 |
§ 1. Язык как средство общения | 157 |
§ 2. Сущность и содержание понятия «языковая личность» | 160 |
§ 3. Ролевой анализ в теории межкультурной коммуникации | 169 |
Рекомендуемая литература | 177 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 177 |
Глава 8. Этнос как социокультурная реальность (Р. З. Хайрулин) | 179 |
Рекомендуемая литература | 213 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 213 |
Глава 9. Формирование этнотолерантности в молодежной среде (Р. З. Хайрулин) | 215 |
Рекомендуемая литература | 238 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 239 |
Глава 10. Культура и цивилизация. Формы культуры. Функция культуры как транслятора родовых качеств человека. Диалог культур и столкновение культур (К. Г. Красухин, И. А. Шерстобитова) | 241 |
§ 1. Культура и цивилизация | 241 |
§ 2. Формы культуры | 251 |
§ 3. Культура как надприродная программа воспроизводства этноса | 256 |
§ 4. Мировоззренческие универсалии культуры | 259 |
§ 5. Частичный человек | 262 |
§ 6 Опредмечивание и распредмечивание | 269 |
§ 7. Диалог культур | 273 |
§ 8. Толерантность | 281 |
Рекомендуемая литература | 285 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 286 |
Глава 11. Межкультурная коммуникация в условиях цифровой образовательной среды вуза (О. В. Михалева) | 288 |
§ 1. Сущность и содержание понятия «цифровая образовательная среда» | 288 |
§ 2. Цифровая образовательная среда как основа формирования компетентности в области межкультурной коммуникации | 294 |
§ 3. Цифровые ресурсы в формировании языковой личности | 302 |
Рекомендуемая литература | 305 |
Вопросы и задания для самостоятельной работы | 305 |
Тесты | 307 |
Ответы на вопросы тестовых заданий | 325 |
Сведения об авторах | 326 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru