Дисциплина: Театральная педагогика и организация театрального процесса
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга доступна только по подписке.
В данном учебнике осуществляется комплексный подход к исследованию и изучению театрального любительства как уникального феномена духовной культуры. В соответствии с поставленной проблемой культурно-феноменологической автономности объекта исследования выявляется внутренне присущий ему научно-теоретический потенциал.
Учебный курс содержит материал для организации самостоятельной работы: учебные и научно-исследовательские задания эвристического характера для написания текущих контрольных и выпускных квалификационных изысканий.
Сверхзадача учебника — помочь бакалаврам и магистрантам выработать навыки и умения научно-исследовательской работы по организации и содержанию процесса изучения театрального любительства, а также в осуществлении проектно-перспективных разработок по теоретическим и практическим вопросам развития театрального любительства.
Рекомендован по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки. Профиль подготовки: Теория и методика профессионального образования, а также для преподавателей СПО и ВО, читающих родственные дисциплины.
Рекомендован по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (уровень бакалавриата). Профиль: Руководство любительского театра.
Рекомендован по направлению 51.04.02 Народная художественная культура. Профиль: «Театральное образование» (уровень магистратуры).
Предисловие от рецензентов | 4 |
Предисловие от автора | 7 |
Вводный раздел: театральное любительство в научно-методологическом ракурсе | 12 |
Раздел I. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА | 25 |
Глава I. ТВОРЧЕСТВО И НАУКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | 25 |
1. Методологический инструментарий организации исследовательского процесса: междисциплинарный подход | 25 |
2. Методологические структуры организации исследовательского процесса: деятельностный подход к природе творчества | 30 |
3. Эвристический практикум к изучению аспектов деятельностного подхода или «поле контекстов», в которых зарождается отечественная методология творчества | 32 |
Глава II. МЕТАКОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ УРОВНИ ТЕАТРАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ | 56 |
4. Методы генерализации принципов творчества в «модель мира творчества» (ММТ) | 56 |
5. Предметно-содержательная методология: методы научного исследования, непосредственно связанные с театральной практикой любителей | 74 |
6. Метаконцепция и универсальные «техники» научной классификации | 102 |
Глава III. СТРУКТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: PRO & CONTRA (ЗА И ПРОТИВ) | 125 |
7. Научный подход к содержательно историческому объему театрального любительства (западноевропейский театр): проблема систематизации | 125 |
8. Постановка проблемы структурных соотношений категорий «любительство» и «самодеятельность» | 137 |
Раздел II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ | 145 |
Глава IV. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСТВО И «СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»: ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ | 146 |
9. Постановка проблемы категориально-предметного содержания типологии «свободного творчества» | 146 |
10. Содержательно исторический объем российского театрального любительства: типология личностного начала | 151 |
Глава V. ТЕАТР СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ | 180 |
11. Самодеятельный театр конструктивного любительства первой трети XX века: синергетический подход к парадоксам организации процессов развития | 180 |
12. Научные предпосылки «организационного подхода» в энергийном Театре Сознания: всеобщая теория Всего | 190 |
13. Принцип самоорганизации процесса развития (синергетика) | 204 |
Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА: ПАТТЕРНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ | 218 |
Глава VI. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСТВА: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД | 218 |
14. Динамика категориальных определений | 218 |
15. Любительство и социокультурная динамика | 229 |
16. Генерализация принципов самодеятельного творчества в театральном любительстве | 236 |
Глава VII. ЛЮБИТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | 258 |
17. Категориальный аппарат и принципы понимания (описательное определение) | 258 |
18. Сферы и направления функциональной генерализации идеальной модели любительского творчества | 269 |
Глава VIII. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТЕАТРАЛЬНОМ ЛЮБИТЕЛЬСТВЕ | 279 |
19. Вершины духовной педагогики и заданная ей аксиология педагогики студийной | 279 |
20. Поэтическая техника педагогики и технологические принципы | 283 |
21. Творческая педагогика театрального любительства | 289 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 316 |
Перечень ключевых слов | 323 |
The list of keywords | 323 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 325 |
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ = RESEARCH TOPICS | 331 |
СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ | 342 |
THE LIST OF TOPICS OF FINAL QUALIFYING WORKS | 342 |
Приложение 1. К ЭВРИСТИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ | 349 |
Appendix 1. HEURISTIC WORKSHOP | 349 |
Приложение 2. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ И ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | 354 |
Appendix 2. POSSIBLE DIRECTIONS IN THE CHOICE AND THE FORMULATION OF THE RESEARCH TOPIC | 354 |
Приложение 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ПРОБЛЕМЫ. ТЕАТРАЛЬНОСТЬ И ТЕАТР: ДИАЛЕКТИКА РОДОВИДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ | 359 |
Appendix 3. SUBSTANTIVE SCOPE OF THE PROBLEM THEATRICALITY AND THEATRE: DIALECTICS OF GENUS-SPECIES RELATIONS | 359 |
Приложение 4. МАТРИЦА СОДЕРЖАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | 364 |
Appendix 4. MATRIX OF THE CONTENT OF RESEARCH WORK | 364 |
SUMMARY | 372 |
Сведения об авторе | 376 |
Литература по методологии научных исследований: |
1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с. |
2. Александров Л. В. Метод отрицательных аналогий: Учебное пособие. — М.: НПО «Поиск», 1993. — 44 с. |
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. |
4. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — М., 2000. |
5. Бергсон А. Творческая эволюция. — М., 1997. |
6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. |
7. Бердяев Н. А. Смысл творчества. — М., 1989 (гл. 4, 7, 8, 9). |
8. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. |
9. Богданов А. А. Тектология (всеобщая организационная наука). — М., 2003. |
10. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 1940. |
11. Винер Н. Кибернетика и общество. — М.: Изд. иностр. лит, 1958. — 200 с. |
12. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // ОНС. 94.2. |
13. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990. |
14. Гуревич А. Социальная история и историческая наука // ВФ. 1990. № 4. |
15. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // ВФ. 1988. № 2. |
16. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Едиториал УРСС, 2003. |
17. Касавин И. Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. |
18. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. — СПб., 1998. |
19. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. — М., 1980. |
20. Кочергин А. Н. Методы и формы познания. — М.: Наука, 1990. |
21. Краевский В. В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. — СПб.: СПб. ГУП, 2001. |
22. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994. |
23. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Миры, структуры и динамика сознания / Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. С. 162–210. |
24. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992. |
25. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 56–65. |
26. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с. |
27. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1963. |
28. Малинецкий Г. Г. Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент: введение в нелинейную динамику. — М.: Наука, 1997. |
29. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. — М.: Мир, 1979. — 512 с. |
30. Нечипуренко В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2002. |
31. Новиков А. М. Введение в методологию игровой деятельности. — М.: Эгвес, 2006. |
32. Новиков А. М. Методология образования. — М.: Эгвес, 2005. |
33. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. — М.: Эгвес, 2005. |
34. Новиков А. М. Методология художественной деятельности. — М.: Эгвес, 2008. |
35. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: Синтег, 2007. |
36. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком, 2010. |
37. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. 3-е изд. испр. и дополн. — М.: Физматлит, 2012. |
38. Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Рефлексивные игры. — М.: Синтег, 2003. |
39. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. — М.: Либроком, 2013. — 208 с. |
40. Панченко В. М. Теория систем. Методологические основы. — М.: МИРЭА, 1999. — 96 с. |
41. Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Семина Е. А. Теория игр. — М.: Высшая школа, 1998. |
42. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с. [М.: Едиториал УРСС, 2003.] |
43. Пушкин В. Г., Урсул А. Д. Системное мышление и управление. (Тектология А. Богданова и кибернетика Н. Винера). — М.: Российская Академия Управления. Ноосферно-экологический институт. Академия Ноосферы, 1994. — 184 с. |
44. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с. |
45. Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2005. |
46. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986. |
47. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48–57. |
48. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Республика, 1992. |
49. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1993. |
50. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1999. |
51. Фуко М. Археология знания. — Киев, 1996. |
52. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — СПб., 1994. |
53. Фейнберг Е. Л. Эволюция методологии в ХХ веке // ВФ. — 1995. — № 7. |
54. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Вып. 3. — М.: Поморье, 1923. |
55. Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995. (Лейбин В. Русскость Фрейда. — М., 1994.) |
56. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. — М.: Изд-во: Дашков и Ко, 2009. — 244 с. |
57. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. |
58. Ульрих В. И. Жизнь человека. Введение в метаисторию. — М., 1999. |
59. Эйзенштейн С. М. Избр. пр. в 6-ти тт. — М.: Искусство, 1964. |
60. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., Эдиториал УРСС, 1997. — 246 с. |
61. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. — М., 1987. |
62. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. — М., 1996. |
63. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Наука, 1995 |
64. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. — М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с. |
65. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с. |
66. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. |
Литература по Психологии художественного творчества: |
1. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1994. |
2. Басин Е. Я. Психология художественного творчества. — М., 1985. |
3. Басин Е. Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и художественного творчества// Актуальные вопросы современного искусствознания. — М., 1983. С. 237. |
4. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1965. |
5. Гройсман А. Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 436 с. |
6. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. — М., 2003. |
7. Громов Е. С. Художественное творчество. — М., 1971. |
8. Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. — СПб., 1992. |
9. Дранков В. Л. Психология художественного творчества. — СПб., 1991. |
10. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. — М., 1972. |
11. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Художественное творчество. — Л., 1983. С. 13–25. |
12. Мейлах Б. С. Талант писателя и процессы творчества. — Л., 1969. |
13. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // В кн.: Психология процессов художественного творчества. — Л., 1980. |
14. Мелик-Пашаев А., Невлянская З. К проблеме «общего» и «специального» в художественно-творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества. — М., 1988. |
15. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. |
16. Психология процессов художественного творчества. — Л., 1980. |
17. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. — 752 с. — (Библиотека практической психологии). |
18. Ранк Отто. Эстетика и психология художественного творчества / В кн.: Ранк О. Миф о рождении героя. — М., 1997. С. 117–132. |
19. Рождественская Н. В. Творческая одаренность и свойства личности // В сб.: Психология процессов художественного творчества. — Л., 1980. |
20. Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. — СПб., 1995. |
21. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред.-сост. Гройсман А. Л. — М.: Магистр, 1996. |
22. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л., 1986. |
23. Художественное и научное творчество: Сборник. — Л., 1972. |
24. Художественное творчество и психология. — М., 1991. |
25. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. |
26. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971. |
Литература по общим проблемам Психологии творчества: |
1. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. — М., 2000 |
2. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. — М., 1965. |
3. Библер В. С. Мышление как творчество. — М., 1975. |
4. Боно де Эд. Рождение новой идеи. — М., 1976. |
5. Боно де Эд. Серьезное творчество // В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. С. 90–96. |
6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — М.: РГУ, 1983. |
7. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1982. |
8. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2002. |
9. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328–349. |
10. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994. |
11. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. — М., 2002. |
12. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. |
13. Вудворст Р. Экспериментальная психология (гл. «Этапы творческого мышления»). — М.: ИЛ, 1950. |
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Изд-е 2-е. — М.: Просвещение, 1967. |
15. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1994. |
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995. |
17. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Пономарев А. Я. — М.: Наука, 1983. |
18. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М., 1983. |
19. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. — М., 1970. |
20. Лук А. Н. Психология творчества. — М., 1978. |
21. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 432 с. |
22. Налчаждян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. — М., 1972. |
23. Олешкевич В. И. История психотехники: Учеб. пособие. — М., 2002. — 304 с. |
24. Петровский А. В. Личность, творчество, коллектив. — М., 1982. |
25. Платонов К. К. Психология способностей. — М., 1972. |
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976. — 304 с. |
27. Пономарев Я. А. Психология творения. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. — 480 с. |
28. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М., 1971. |
29. Психология мышления / Сб. переводов под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. |
30. Психологические механизмы исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. — М.: Наука, 1975. — 256 с. |
31. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967. |
32. Розет И. М. Психология фантазии. — Мн., 1991. |
33. Ротенберг В. С. Образ Я и поведение (гл. «Психология творчества», «Парадоксы творчества»). |
34. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество: Сборник. — Л., 1982. С. 53–72. |
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1940. |
36. Савостьянов Е. Единство познания и творчества в искусстве. — М., 1977. |
37. Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б. С. Мейлаха. — М.: Искусство, 1968. — 449 с. |
38. Соснин Э. А., Пойзнер Б. Н. Лазерная модель творчества (от теории доминанты — к синергетике культуры): Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 1997. — 150 с. |
39. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1976. |
40. Шадриков В. Д. Духовность и творчество // В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. С. 361–371. |
41. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии// Вопросы психологии, № 6, 1985. |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru