Дисциплина: Филология Филология в системе современного гуманитарного знания
Дополнительная информация:2-е изд., стер.
Вступление | 9 |
Часть I. Филология в контексте смены типов научной рациональности | |
С.С. Аверинцев. Похвальное слово филологии | 12 |
В.С. Степин. Научное познание и ценности техногенной цивилизации | 17 |
А.М. Пятигорский. Краткие замечания о философском в его отношении к филологическому | 30 |
Н.С. Автономова. Открытая структура | 32 |
И.Н. Сиземская. Русская философия и лирическая поэзия: «Согласие ума и сердца» | 64 |
Часть II. Филология как интегративное гуманитарное знание, в основе которого лежит понятие текста | |
Ф.Ф. Зелинский. Филология | 78 |
Г.О. Винокур. Введение в изучение филологических наук | 84 |
С.С. Аверинцев. Филология | 92 |
В.П. Нерознак. Теория словесности: старая и новая парадигмы | 111 |
Часть III. История русской филологии | |
М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства | 102 |
М.В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке | 111 |
А.Х. Востоков. Опыт о русском стихосложении | 118 |
Мифологическая школа | |
Ф.И. Буслаев. Эпическая поэзия | 140 |
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу | 182 |
А.А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян | 208 |
Ор.Ф. Миллер. Об отношениях русской литературы к Петру Великому | 219 |
Ор.Ф. Миллер. Речь, произнесенная на литературном утре 6 июня в Соляном Городке в Петербурге | 223 |
Культурно-историческая школа | |
А.Н. Пыпин. Александр Сергеевич Грибоедов | 226 |
Н.С. Тихонравов. Предуведомление к одиннадцатому изданию сочинений Н.В. Гоголя | 245 |
Сравнительно-историческая школа | |
А.Н. Веселовский. Историческая поэтика | 248 |
Психологическая школа | |
А.А. Потебня. Мысль и язык | 274 |
А.А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии (фрагмент) | 295 |
Д.Н. Овсянико-Куликовский. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве (к теории и психологии художественного творчества) | 298 |
А.В. Ветухов. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова | 329 |
А.Г. Горнфельд. Новые словечки и старые слова | 355 |
Филология и педагогика | |
Я.М. Неверов. Статьи об образовании | |
Что нужно для народного образования в России | 374 |
Еще об образовании кавказских горцев | 387 |
Сочинения гимназистов Ставропольской губернской гимназии | |
Егор Кананов. О русской народной поэзии | 391 |
Александр Трачевский. О значении синонимов в связи с вопросом об изучении языка и объяснение синонимов воспитание, учение, просвещение, образование | 395 |
Александр Трачевский. О тропах вообще и о метафоре в особенности | 399 |
Отечественная фольклористика | |
М.К. Азадовский. История русской фольклористики | 402 |
П.Г. Богатырев. Фольклор как особая форма творчества | 413 |
В.Я. Пропп. Морфология волшебной сказки | 421 |
Общество изучения поэтического языка | |
В.Б. Шкловский. Искусство как прием | 440 |
В.Б. Шкловский. Потебня | 449 |
О.М. Брик. Звуковые повторы | 451 |
Ю.Н. Тынянов. Литературный факт | 463 |
Ю.Н. Тынянов, Р.О. Якобсон. Проблемы изучения литературы и языка | 476 |
Б.М. Эйхенбаум. Теория «формального метода» | 482 |
Б.М. Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Гоголя | 500 |
В.М. Жирмунский. Задачи поэтики | 509 |
Л.П. Якубинский. О звуках стихотворного языка | 535 |
Б.А. Ларин. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды | 544 |
Е.Г. Ковалевская. Слово в тексте художественного произведения | 555 |
Е.Г. Ковалевская. Вопрос об узуальном и окказиональном в лингвистической литературе | 566 |
Е.Г. Ковалевская. К вопросу о понятии «язык художественной литературы» | 571 |
Московский лингвистический кружок | |
Р.О. Якобсон. Лингвистика и поэтика | 573 |
Р.О. Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии | 592 |
Г.О. Винокур. Чем должна быть научная поэтика | 605 |
Г.О. Винокур. Футуристы – строители языка | 614 |
Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика | 632 |
Р.О. Якобсон. Московский лингвистический кружок | 663 |
Г.А. Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике | 675 |
Л.В. Пумпянский. Об оде А. Пушкина «Памятник» | 704 |
Тартуско-московская школа | |
Ю.М. Лотман. Анализ поэтического текста | 718 |
Ю.М. Лотман. Семиотика культуры и понятие текста | 742 |
Б.А. Успенский. Поэтика композиции. «Точка зрения» как проблема композиции | 745 |
Б.А. Успенский. Historia sub specie semioticae (История с точки зрения семиотики) | 761 |
Б.А. Успенский. К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы | 765 |
М.Л. Гаспаров. Лингвистика стиха | 772 |
В.Вс. Иванов. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых | |
В.Н. Топоров. Петербургский текст | 788 |
Выдающиеся ученые, сформировавшие отдельные направления в филологии | |
М.М. Бахтин. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве | 803 |
В.В. Виноградов. Литературный язык | 835 |
Д.С. Лихачев. О филологии | |
Принцип историзма в изучении литературы | 842 |
Об общественной ответственности литературоведения | 849 |
Еще о точности литературоведения | 851 |
Контрапункт стилей как особенность искусств | 853 |
Приложение | |
Д.И. Петренко. Научная школа К.Э. Штайн | |
«Лингвистика текста: Семантика. Синтактика. Прагматика» | 859 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru