Дисциплина: Лингвистика и семиотика Межкультурные коммуникации
Дополнительная информация:2-е изд., стер.
Предисловие. Различие между понятиями «философские вопросы языкознания», «лингвистическая философия», «философия языка» | 3 |
Тема 1 (введение). Когда философия обращается к лингвистике? Семь философских вопросов, на которые у языковедов есть свои ответы | 10 |
1. В чем состоит уникальность феномена человека? | 11 |
2. Как в человеке соотносятся биологическое и социальное? | 13 |
3. Как человек познает мир? | 17 |
4. Насколько язык как инструмент общения надежен и достаточен? | 20 |
5. В чем заключается единство мира? Почему и как возникает и существует разнообразие мира? | 24 |
6. Как возникают людские сообщества (идентичности) — народы, приверженцы определенной религии; профессиональные союзы; политические партии или клубы фанатов? | 26 |
7. Почему и как изменяются природа и общество? | 28 |
Тема 2. Народные истоки философии языка и общения. Что знает о языке и языках любой человек? | 32 |
8. Метаязыковая рефлексия, её жизненные предпосылки и проявления | 32 |
9. Метаязыковая рефлексия в речи детей и взрослых | 39 |
10. «Готовые» (воспроизводимые) языковые средства для выполнения метаязыковой функции | 41 |
11. Почему во всех языках земного шара есть средства для выражения метаязыковых значений? | 43 |
12. Важнейшие мифологические представления о языке | 44 |
13. Народный взгляд на язык, запечатленный в пословицах и поговорках | 55 |
14. Две главы из «народной лингвистики», основанные на фактах языка | 60 |
15. Качество «литературности» (нормированности) языка как результат продолжительной коллективной метаязыковой рефлексии говорящих | 65 |
Тема 3. Философско-филологические идеи и практики античности: греко-римская (средиземноморская) традиция. Древняя Иудея. Древний Китай | 68 |
16. Античные истоки коммуникативистики, лингвистической прагматики, теории речевых актов | 68 |
17. «Большие идеи» античности в европейской эстетике и теории литературы | 82 |
18. Семиотические открытия античной мысли | 93 |
19. Истоки науки о языковых значениях (семасиологии, или семантики) | 99 |
20. От глосс к искусству лексикографии | 105 |
21. Античный фундамент европейской грамматики: морфология в форме учения о восьми частях речи | 106 |
22. Первые решения проблемы аутентичности информации: ссылка на авторитет VS текстология рукописей | 112 |
23. Первые опыты сознательного воздействия общества на язык | 117 |
24. Итоги античной философии языка и коммуникации | 119 |
Тема 4. Философия языка и коммуникации в Средние века, в эпоху Возрождения и Просвещения | 125 |
25. Мировые религии и типичные для Средневековья ситуации культурно-религиозного двуязычия | 125 |
26. Вершина лингвофилософской мысли Средневековья: учение модистов (конец XIII — первая треть XIV в.) | 136 |
27. Стихийный универсализм грамматик народных языков | 140 |
28. «Грамматика общая и рациональная» Антуана Арно и Клода Лансло (Пор-Рояль, 1660) | 147 |
29. Лингвофилософские идеи в столетия рационализма и Просвещения (XVII—XVIII вв.). Расцвет лингвистического конструирования в ХVII в. | 152 |
Тема 5. Идеи эволюционизма и историзма в языкознании. Движущие силы языковых изменений | 163 |
30. Людей всегда интересовали судьбы языков, однако методы лингвоисторических исследований были выработаны только в Новое время | 163 |
31. Объяснительная сила историко-лингвистического знания | 172 |
32. Природа языковой изменчивости. Систематизация каузальных (причинно-следственных) связей в истории языка | 176 |
33. Сознательное («договорное») начало в истории языков. Могут ли люди что-то улучшить, или исправить, или запретить в языке? | 183 |
34. Изменение или совершенствование? (Об оценках языковой диахронии) | 200 |
Тема 6. Судьбы языков в этнонациональной истории и географии | 213 |
35. Появление и распад этнонациональных сообществ | 214 |
36. Исторические типы этнических общностей и их языков | 215 |
37. Две линии в понимании природы этноса: спор примордиалистов и конструктивистов | 219 |
38. Два разных самоопределения человека: по национальности и по языку | 225 |
39. Доиндустриальная эпоха: в мире преобладают дву- и многоязычные ситуации | 232 |
40. Великие географические открытия и глобальная экспансия европейских языков. Тысячи языков постколониального мира | 233 |
41. Индустриальная эпоха: национально-языковые идеалы романтизма оказались созвучны экономическому протекционизму национальных государств Европы | 237 |
42. Постиндустриальная эпоха: глобализация вытесняет национальный романтизм на обочину жизни; «новый федерализм» Европы; экспансия «рыночных» языков | 239 |
Тема 7. Структурная лингвистика, ее объяснительное и методологическое значение в истории гуманитарного знания | 244 |
43. Онтология языка в свете структурализма | 244 |
44. Новаторство и результативность исследовательских принципов структурной лингвистики. Методологическая ценность структурализма в гуманитарном знании | 263 |
Тема 8. Семиотика: разнообразие знаков и знаковых систем в процессах коммуникации и познания | 282 |
45. Коммуникация в природе и обществе | 282 |
46. Происхождение семиотик и сенсорные каналы восприятия знаков, используемых людьми (в сопоставлении с семиотиками в коммуникации животных) | 308 |
47. Филогенетическая систематизация семиотик как биосоциальный континуум | 322 |
48. Место языка в континууме природных и культурных знаковых систем | 330 |
Тема 9. Язык и культура. Языковая картина мира и познавательный опыт человечества | 341 |
49. Язык как памятник и зеркало культуры | 341 |
50. Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта: «в каждом языке заложено самобытное миросозерцание» (1835) | 349 |
51. Неогумбольдтианство. Языковой детерминизм | 353 |
52. Джордж Мур и его «Принципы этики» (1903): «добро» в теориях этики и «добро» как концепт обыденного языка | 365 |
53. Две философии языка Людвига Витгенштейна | 368 |
54. О множественности «картин мира». Языковая картина мира в структуре общественного сознания | 375 |
Тема 10. Информационные технологии: пять тысячелетий ускоренного развития. Языковые, коммуникационные и социальные следствия | 388 |
55. Коммуникативный аспект всемирной истории | 388 |
56. Как повлияло на общение и мышление распространение письма? | 396 |
57. Что изменилось в языках и общении благодаря книгопечатанию? | 400 |
58. Три революции в технологии визуальной коммуникации: изобретение фотографии (1839), кинематографа (1895), видео (1969) | 412 |
59. Мультимедиа: комплексное представление информации | 416 |
Тема 11 (заключение). Компьютер и Интернет как форсированное продолжение основных трендов в истории коммуникации | 419 |
60. Эволюция Homo sapiens с точки зрения философии коммуникации. Кумулятивный (накопительный) характер культурно-познавательной истории человечества | 419 |
61. Статистика Интернета, телевидения, книгоиздания | 421 |
62. Виртуальная коммуникация: социально-психологические аспекты | 430 |
63. Констатации и тревоги психологов | 438 |
64. Психопатические расстройства и нехимические аддикции, спровоцированные Сетью: коммуникативная и игровая интернетзависимости; синдромы эскапизма, аутизма, алексетимии | 441 |
65. Нарастающее изобилие медийного и художественного контента. Почему в медиа, искусствах и шоу-бизнесе нет кризиса перепроизводства | 443 |
66. Интернет интенсифицирует межкультурную коммуникацию — поверх языковых барьеров и государственных границ | 450 |
67. Растущая однородность людских сообществ. Дальнейшая демократизация общения и социумов | 452 |
Литература | 456 |
Именной указатель | 477 |
Указатель определяемых терминов | 494 |
Указатель таблиц и схем | 499 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru