Дисциплина: Языкознание Лингвистика и семиотика Язык и стиль СМИ Профессиональные творческие студии
Жанр: Учебники и учебные пособия для вузов
Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика»
Дополнительная информация:3-е изд., стер.
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга доступна только по подписке.
Учебное пособие включает в себя курс лекций, практикумы, тесты для самопроверки. Курс лекций совмещает авторское исследование и хрестоматию; значительное место занимают выдержки из современной научной литературы по теме, что обусловлено дискуссионностью на сегодняшний день многих теоретических положений и терминологии. Основным материалом для анализа послужили газетные тексты из центральной и региональной печати.
Для студентов специальности «Журналистика», а также для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Филология», и практикующих журналистов.
Предисловие | 6 |
Предисловие авторов | 7 |
Методические указания | 10 |
Часть первая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ | |
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ. Текст как высшая лингвистическая единица. Многомерность текста | 12 |
1.1. Понятие о тексте в лингвистике и семиотике | 12 |
1.2. Признаки текста как лингвистической единицы | 16 |
1.3. Медиатекст | 23 |
1.4. «Семь критериев текстуальности» | 25 |
1.5. Дискуссии об интертекстуальности | 28 |
1.6. «Чужое слово» в тексте | 34 |
1.7. «Чужое слово» в газете | 39 |
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ. Современные направления в исследовании текста | 42 |
2.1. Лингвоцентрический подход | 42 |
2.2. Текстоцентрическнй подход | 43 |
2.3. Антропоцентрический подход | 43 |
2.4. Когнитивное направление | 52 |
2.5. Методы изучения медиатекстов | 53 |
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ. Понятие дискурса | 55 |
3.1. Историческая многозначность термина дискурс | 55 |
3.2. Современное понимание терминов текст и дискурс | 57 |
3.3. Понятийный аппарат лингвистики дискурса | 58 |
3.4. Публичный дискурс | 63 |
Практикум первый | 67 |
Тесты для самоконтроля | 69 |
Часть вторая. ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ | |
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. Речевые интенции. Речевой акт и речевой жанр | 79 |
4.1. Функции текста и речевые интенции адресанта | 79 |
4.2. Терминологический аппарат: речевой акт, перформатив | 82 |
4.3. Типология иллокутивных целей (речевых интенций) | 83 |
4.4. Речевой жанр | 96 |
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ. Коммуникативная структура текста. Речевая тактика и речевая стратегия | 100 |
5.1. Понятие темы и ремы в тексте | 100 |
5.2. Элементарные тема-ремные структуры в тексте | 102 |
5.3. Теория рематических доминант | 104 |
5.4. Речевая (текстовая) тактика и стратегия | 115 |
Практикум второй | 123 |
Тесты для самоконтроля | 130 |
Часть третья. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | |
ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ. Понятие функции языка. Функциональная грамматика. Функциональные стили | 138 |
6.1. Понятие функции языка | 138 |
6.2. Функциональная грамматика | 141 |
6.3. Понятие функционального стиля | 144 |
ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ. Комплекс стилеобразующих факторов для публицистического стиля на фоне других стилей литературного языка | 152 |
7.1. Экстралингвистические факторы | 153 |
7.2. Собственно лингвистические факторы | 158 |
7.2.1. Объектная информация (о предмете речи) | 158 |
7.2.2. Субъектная информация (о позиции говорящего) | 160 |
7.2.3. Соотношение эксплицитной и имплицитной информации (наличие подтекста) | 161 |
7.3. Специфика публицистического стиля (по классическим и современным источникам) | 178 |
7.4. Язык СМИ и современное общество | 184 |
Практикум третий | 189 |
Тесты для самоконтроля | 192 |
Часть четвертая. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА | |
ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ. Основные законы связного текста. Способы выражения цельности и связности текста | 204 |
8.1. Связность и цельность как предмет теории текста | 204 |
8.2. Законы связного текста | 205 |
8.2.1. Закон связности | 205 |
8.2.2. Закон антагонизма между линейной организацией текста и его гиперсинтаксической и смысловой структурой | 206 |
8.2.3. Закон повторяемости смысла | 206 |
8.2.4. Закон сокращения (экономии) | 208 |
8.2.5. Закон избыточности | 210 |
8.3. Способы выражения связности текста | 211 |
ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ. Текст как совокупность текстовых категорий. Специфика текстовых категорий в публицистическом стиле | 217 |
9.1. Текст как система текстовых категорий | 217 |
9.2. Понятие текстовой категории. Набор текстовых категорий | 218 |
9.3. Средства выражения текстовых категорий | 219 |
9.3.1. Тематическая цепочка | 219 |
9.3.2. Логическая цепочка | 227 |
9.3.3. Категория тональности | 235 |
9.3.4. Категория оценочности | 242 |
9.3.5. Категория темпоральности | 246 |
9.3.6. Категория локальности | 250 |
9.3.7. Композиция текста | 251 |
9.4. Публицистический стиль в зеркале текстовых категорий | 254 |
9.5. Примеры комплексного анализа газетного текста в аспекте текстовых категорий | 255 |
Практикум четвертый | 262 |
Тесты для самоконтроля | 277 |
Тематический указатель | 289 |
Литература | 292 |
Ключи к тестам для самопроверки | 298 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru