Дисциплина: Языкознание Языки мира и языковые ареалы
Дополнительная информация:5-е изд., стер.
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга доступна только по подписке.
Учебное пособие включает обзор и систематизацию многочисленных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме национального своеобразия языка и культуры, этнической и культурной обусловленности взгляда на мир; знакомит читателя с самыми актуальными положениями лингвистического антропоцентризма и лингвистического когнитивизма, концептуального анализа ключевых идей и др. В качестве иллюстративного материала привлекаются данные современных западных и восточных, а также древних языков.
Для студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарного цикла, преподавателей, журналистов.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 5 |
ВВЕДЕНИЕ | 9 |
Вопросы и задания | 17 |
Литература | 18 |
Глава 1. ЯЗЫКОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК СПОСОБ ЖИТЬ, ДУМАТЬ И РАЗГОВАРИВАТЬ | 20 |
1.1. Историко-научные предпосылки изучения языкового менталитета | 23 |
1.2. Менталитет и языковой менталитет | 47 |
1.3. Возможная стратификация языкового менталитета: выделимость уровней и составных частей | 66 |
1.4. Языковой менталитет как инвариантно вариантное образование: диалектика стабильности и изменчивости | 73 |
Вопросы и задания | 81 |
Литература | 84 |
Глава 2. О НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ЯЗЫКА (ВЕРБАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) | 86 |
2.1. Антропоцентризм — фундаментальное свойство языка | 89 |
2.2. «Внутренняя форма языка» как фактор его национального своеобразия | 107 |
2.3. Национальная специфика лексической системы языка | 113 |
2.4. Национальная специфика грамматической системы языка | 132 |
Вопросы и задания | 158 |
Литература | 161 |
Глава 3. ЗНАНИЕ О МИРЕ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕТЕ (ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ) | 163 |
3.1. Проблема языковой концептуализации мира | 166 |
3.2. Языковая картина мира как содержательная основа знания о мире в языковом менталитете | 173 |
3.3. Языковая мифологизация как способ интерпретации знания о мире в языковом менталитете | 197 |
3.4. Основные единицы концептуальной системы этноса | 202 |
Вопросы и задания | 218 |
Литература | 221 |
Глава 4. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕТЕ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) | 223 |
4.1. Принципы формирования аксиологической сферы в языковом менталитете | 226 |
4.2. Культурные концепты как содержательная основа мира ценностей в языковом менталитете | 233 |
4.3. Национально культурные коннотации как способ воплощения мира ценностей в языковом менталитете | 256 |
Вопросы и задания | 266 |
Литература | 269 |
Глава 5. ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕТЕ (МОТИВАЦИОННО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) | 271 |
5.1. Принципы формирования мотивационно прагматической сферы в языковом менталитете | 274 |
5.2. Национально культурная обусловленность жизненных установок и поведенческих стереотипов в языковом менталитете | 283 |
5.3. Основные единицы мотивационно прагматической сферы в языковом менталитете | 291 |
Вопросы и задания | 311 |
Литература | 313 |
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (ЯЗЫКОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НАЧАЛА III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ) | 315 |
Вопросы и задания | 324 |
Литература | 326 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru