Дисциплина: Литературоведение История русской литературы
Дополнительная информация:4-е изд., стер.
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга находится в тематической коллекции:
Первое учебное пособие к спецкурсу по русской философской лирике начала XX века, содержащее системное осмысление феномена философской лирики как специфической структурной общности и ее типологических разновидностей, выявляет своеобразие предмета художественного изображения, сюжета, пространственно-временной и объектно-субъектной организации философской лирики, влияние на нее исторических тенденций русского общественного сознания 1910-х годов. В свете предложенной теории вопроса анализируются художественные картины мира в лирических системах крупнейших представителей русской литературы XX столетия — И. Бунина, А. Блока, В. Маяковского.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.
Предисловие | 3 |
Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ | 7 |
1. Философская лирика и предмет художественного изображения | 7 |
2. Субъектная организация философской лирики | 17 |
3. Особенности сюжета философской лирики | 18 |
4. Структура и система художественных образов философской лирики | 28 |
5. Художественный универсум философской лирики | 36 |
6. Целостный анализ произведения философской лирики | 38 |
7. Структурная общность философской лирики, прозы и драмы | 42 |
8. Художественная структура философской лирики, прозы и драмы в ряду категорий метода, стиля и жанра | 49 |
9. Понятие метажанра. Разновидности метажанра | 54 |
Понятие метажанра в контексте современной науки | 60 |
10. Общественное сознание начала XX века как фактор активизации философского начала в литературном процессе | 66 |
Роль научно-технической революции в концептуализации русской мысли | 67 |
Сознание причастности к единому человечеству | 69 |
Концепция человека — субъекта творчества | 81 |
Глава II. НАТУРФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА И. БУНИНА | 92 |
1. Философские аспекты мироощущения | 92 |
2. Животворный Космос | 99 |
Человек как неотъемлемая часть мироздания | 99 |
Образ света | 106 |
Образ осени | 112 |
Образ движения | 114 |
Красота природы | 115 |
Импрессионизм поэзии Бунина | 118 |
На периферии подсистемы | 122 |
3. Грозный Космос | 126 |
Хрупкость человеческой жизни | 126 |
Образ Силы | 131 |
Тема Апокалипсиса | 134 |
Библейские ситуации | 136 |
Коран в поэзии Бунина | 138 |
4. Подсистема Кругооборота жизни | 141 |
Идея смерти | 142 |
Образ памяти | 143 |
Образ скорби | 146 |
5. Космос культуры | 151 |
Арабский Восток | 152 |
Россия | 157 |
Бунин — Вяч. Иванов, Мандельштам, Хлебников | 161 |
6. Природа-храм в лирике Бунина | 170 |
Тема храмового сознания | 171 |
Мотив «Божественной гармонии Созданья» | 177 |
Архитектурность поэзии Бунина | 179 |
Идея вечности | 181 |
Красочное решение | 182 |
Культовые символы | 185 |
Художественная концепция Бога | 187 |
Художественный образ храма | 197 |
7. Художественное пространство | 199 |
Измерения художественного пространства | 200 |
Отношение пространства и человека | 205 |
Выводы | 215 |
Глава III. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. БЛОКА | 217 |
1. Субстанциальные основы мировидения | 217 |
Хаос и Космос | 218 |
«Чувство идеала» | 224 |
2. Проблема пути. Система образов и нравственно-философский сюжет лирики Блока 1910-х годов | 227 |
«Страшный мир» и «Возмездие» | 228 |
«Ямбы» | 237 |
«Итальянские стихи» | 240 |
«Разные стихотворения» | 250 |
«Арфы и скрипки» | 254 |
«Кармен» | 256 |
«Родина» | 260 |
3. Структурные разновидности философской лирики. Роль контекста | 269 |
4. Лирическая ситуация. Система и структура слов-образов | 277 |
Выводы | 287 |
Глава IV. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА В. МАЯКОВСКОГО | 290 |
1. В контексте философских исканий времени | 290 |
2. Конфликт. Сюжет. Проблематика | 296 |
Разобщение двух начал: материального и духовного | 296 |
Образ толпы | 301 |
Лирический герой | 307 |
3. Система и структура художественных образов | 323 |
Двоецентрие образной системы | 323 |
Генерализация образов | 328 |
4. Сюжетная ситуация, художественное пространство и время | 335 |
Условность сюжетной ситуации | 335 |
Обобщенность ситуации | 337 |
Открытость художественного пространства | 340 |
Художественное время | 341 |
5. Поэтическая речь: тропы | 349 |
Метафора | 350 |
Персонификация и олицетворение | 354 |
6. Лирический герой и автор | 358 |
«Собственно автор» | 360 |
Лирический герой | 361 |
Полисубъектность лирической системы | 363 |
7. Отдельное произведение в контексте лирической системы | 371 |
«Революция. Поэтохроника» | 372 |
«России» | 375 |
«Облако в штанах» | 379 |
8. Маяковский и экспрессионизм | 384 |
Маяковский — романтик? | 384 |
Маяковский, Л. Андреев, немецкие экспрессионисты — картина художественного мира | 386 |
Словесная образность | 392 |
Выводы | 398 |
Заключение | 400 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru