Дисциплина: Филология
Жанр: Учебники и учебные пособия для вузов
Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01, 52.03.00 - «Филология»
Дополнительная информация:4-е изд., стер.
В пособии рассматривается лингвистическая методология в аспекте теории языка (общее языкознание) с учетом временной ретроспективы и перспективы. Курс базируется на философско-эмпирическом и системно-типологическом принципах характеристики объекта — языка и аспектов его изучения, т.е. предполагает интегративный подход на основе рассмотрения лингвистических парадигм становления и развития теории языка. Форма и методы подачи материала обусловлены понятием лингвистической парадигмы, в частности, структурной и семантической парадигмы и др.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов.
От авторов | 6 |
Часть I. ЯЗЫК И МЕТОД | |
Глава 1. ЯЗЫК КАК НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ И КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ | 9 |
1.1. Языкознание как наука. Научное и обыденное познание. Эволюция представлений о языке как объекте теории | 9 |
1.2. Аспекты и объекты теории языка. Членораздельность и символичность. Язык как иерархически организованная система | 13 |
1.3. Задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками | 20 |
1.4. Литература | 23 |
1.5. Вопросы и задания | 24 |
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ | 27 |
2.1. Методологическое значение философских категорий. Общая и частная методология | 27 |
2.2. Понятие методологии и метода. Уровни методологии | 29 |
2.3. Методологическая роль парадигмы и дисциплинарной матрицы | 32 |
2.4. Научная и языковая картина мира | 35 |
2.5. Эмпирический и теоретический уровни исследований | 40 |
2.6. Базовые лингвистические модели | 44 |
2.7. Литература | 47 |
2.8. Вопросы и задания | 48 |
ЧАСТЬ II. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ | |
Глава 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | 53 |
1.1. Проблемы человеческого начала | 53 |
1.2. Культура как сфера жизнедеятельности человека. Культура и цивилизация | 56 |
1.3. Язык как объект антропологической философии Человеческая природа языка | 59 |
1.4. Человечение языка | 63 |
1.5. Язык, человек и мир | 65 |
1.6. Культурная антропология и лингвистика | 68 |
1.7. Культурно-социальный аспект коммуникации. Гипотеза лингвистической относительности | 70 |
1.8. Литература | 74 |
1.9. Вопросы и задания | 75 |
Глава 2. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД | 77 |
2.1. Предпосылки возникновения сравнительно-исторического метода | 77 |
2.2. Основоположники сравнительно-исторического метода. Два подхода к исследованию языка | 79 |
2.3. Каталогизация и классификации языков. Методы сопоставления и реконструкции | 83 |
2.4. Критерии родства языков. Генетическая и типологическая классификации языков | 85 |
2.5. Периодизация этапов сравнительно-исторического метода | 88 |
2.6. Методология компаративистики. Контрастивная лингвистика. Лингвистика универсалий | 90 |
2.7. Литература | 93 |
2.8. Вопросы и задания | 94 |
Глава 3. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА. МАКРО- И МИКРОТИПОЛОГИЯ | 97 |
3.1. Общие черты языков мира. Сходства и различия. Основные классификации | 97 |
3.2. Контенсивно-типологическое описание языков | 100 |
3.3. Языковые универсалии в описании языков мира | 102 |
3.4. Семиологический аспект описания языков | 105 |
3.5. Семиологический принцип в описании плана содержания языка | 107 |
3.6. Словарь как компонент системного описания языков | 109 |
3.7. Принципы многомерной классификации языков Э. Сэпира | 114 |
3.8. Базовые принципы системологической методологии и системная типология языков Г.П. Мельникова | 118 |
3.9. Литература | 121 |
3.10. Вопросы и задания | 122 |
Глава 4. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | 124 |
4.1. Знаковые теории. Понятие знака. Философские трактовки знака | 124 |
4.2. Знак в концепциях Нового времени и современности | 128 |
4.3. Типология знака. Логико-математическая концепция знака Ч.С. Пирса | 129 |
4.4. Психические (бихевиористские) знаковые теории | 132 |
4.5. Знак в лингвистических теориях. Понятие знака: от Ф. де Соссюра до Пражской лингвистической школы | 133 |
4.6. Семиотика и семиология как знаковое учение. Основные школы | 136 |
4.7. Литература | 139 |
4.8. Вопросы и задания | 140 |
Глава 5. СТРУКТУРНАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | 142 |
5.1. Понятие структуры. Соотношение структуры и системы. Предпосылки возникновения структурного подхода в лингвистике и других науках | 142 |
5.2. Школы структурализма | 145 |
5.3. Методы моделирования в рамках структурной лингвистики. Методы структурной лингвистики | 149 |
5.4. Литература | 153 |
5.5. Вопросы и задания | 154 |
Глава 6. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | 157 |
6.1. Философская база развития семантического знания. Смысл и значение. Объект лингвистической семантики | 157 |
6.2. От генеративной семантики к порождающей семантике. Трансформационный метод. Методы лексической декомпозиции | 160 |
6.3. Метаязык. Семантические универсалии и семантические примитивы | 164 |
6.4. Литература | 167 |
6.5. Вопросы и задания | 167 |
Вместо заключения: интегральное описание языка | 172 |
Библиография | 174 |
Приложение. ТЕКСТЫ И ФРАГМЕНТЫ | 179 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru