Дисциплина: Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии Лингвистика
Жанр: Учебники и учебные пособия для вузов
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров «Лингвистика»
Дополнительная информация:3-е изд., стер.
Учебное пособие содержит теоретический и практический материал, задания для самостоятельной работы, глоссарий по дисциплине «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии». В теоретическую часть включен материал, связанный с особенностями использования квантитативных методов в лингвистических исследованиях. Практическая часть содержит задания, направленные на обобщение знаний, отработку умений и навыков, необходимых для проведения лингвостатистических исследований на базе новых информационных технологий.
Для студентов лингвистических факультетов высших образовательных учреждений, а также аспирантов и соискателей, работающих над проблемами лингвистики, преподавателей-филологов и лингводидактов.
ВВЕДЕНИЕ | 6 |
1. КВАНТИТАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ | 9 |
1.1. Понятие «квантитативная лингвистика» и взаимосвязь дисциплины с другими науками | 9 |
1.2. История взаимодействия математики и лингвистики. Математическая (комбинаторная и квантитативная) лингвистика | 11 |
1.3. Характеристика квантитативных методов в лингвистике и их роль | 15 |
1.4. Основные области применения структурно-вероятностной модели языка | 20 |
Вопросы для самоконтроля | 22 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 22 |
Список рекомендуемой литературы | 23 |
Практические задания | 23 |
Задания для самостоятельной работы | 24 |
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИНГВОСТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КВАНТИТАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ | 25 |
2.1. Условия успешного осуществления лингвостатистического анализа | 25 |
2.2. Понятие статистического закона и вероятности | 27 |
2.3. Понятие цели и единицы лингвостатистического анализа | 30 |
2.4. Методика сбора информации для лингвостатистического анализа | 31 |
2.5. Минимально-необходимые статистические инструменты: частота, генеральная и выборочная совокупности | 32 |
Вопросы для самоконтроля | 35 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 35 |
Список рекомендуемой литературы | 36 |
Практические задания | 36 |
Задания для самостоятельной работы | 39 |
3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КВАНТИТАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ | 40 |
3.1. Проблема репрезентативности лингвистической выборки | 41 |
3.2. Выборочная частота, средняя частота и отклонение от средней частоты | 42 |
3.3. Проблема определения рационального объема выборки | 47 |
Вопросы для контроля | 49 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 50 |
Список рекомендуемой литературы | 50 |
Практические задания | 51 |
Задания для самостоятельной работы | 51 |
4. КВАНТИТАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ. ЗАКОН ЦИПФА — МАНДЕЛЬБРОТА | 54 |
4.1. Значение количественных и статистических методов в исследовании лексики | 54 |
4.2. Частота как характеристика употребительности слова в тексте. Частотные словари, модель «ранг-частота» | 56 |
4.3. Закон Ципфа. Уточнение закона Ципфа: закон Ципфа — Мандельброта | 58 |
4.4. Другие закономерности в функционировании лексики | 63 |
Вопросы для контроля | 65 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 65 |
Список рекомендуемой литературы | 66 |
Практические задания | 66 |
Задания для самостоятельной работы | 67 |
5. КОРПУСНАЯ ЛИНГВИСТИКА. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПУСЫ ТЕКСТОВ | 72 |
5.1. Корпусная лингвистика как наука. Понятие «корпус текста» | 72 |
5.2. Классификация корпусов | 74 |
5.3. Особенности применения корпусов текстов | 78 |
5.4. Национальные корпусы текстов | 80 |
Вопросы для контроля | 84 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 84 |
Список рекомендуемой литературы | 85 |
Практические задания | 85 |
Задания для самостоятельной работы | 90 |
6. НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. АТРИБУЦИЯ | 94 |
6.1. Понятие стилеметрии и атрибуции. Область их применения | 95 |
6.2. История развития автороведения и стилеметрии | 97 |
6.3. Основные аспекты процесса атрибуции текста | 101 |
6.4. Обзор программного обеспечения для идентификации авторства текстов | 102 |
Вопросы для контроля | 104 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 104 |
Список рекомендуемой литературы | 105 |
Практические задания | 105 |
7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАБОТКЕ ТЕКСТОВ. АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕФЕРИРОВАНИЕ И АННОТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ | 110 |
7.1. Обработка текстов на естественных языках и искусственный интеллект | 110 |
7.2. Реферат и аннотация текста. Общие понятия | 114 |
7.3. Автоматическое реферирование и аннотирование | 116 |
7.4. Системы автоматического реферирования и аннотирования текстов | 121 |
Вопросы для контроля | 122 |
Основные теоретические аспекты для обсуждения | 122 |
Список рекомендуемой литературы | 123 |
Практические задания | 123 |
Задания для самостоятельной работы | 129 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 139 |
ГЛОССАРИЙ | 140 |
БИБЛИОГРАФИЯ | 147 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru