Дисциплина: Основные направления современной фундаментальной лингвистики Основы теоретической и прикладной лингвистики
Дополнительная информация:3-е изд., стер.
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Книга доступна только по подписке.
Учебное пособие представляет собой курс лекций по дисциплине «Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике». Потребность в подобном учебном пособии диктуется необходимостью расширения лингвистического кругозора обучающихся и ознакомления их с наиболее перспективными научными направлениями в современной лингвистике, отечественной и зарубежной. В пособии излагаются лингвофилософские и методологические основы тех или иных теорий, предмет и задачи исследования, важнейшие теоретические положения и научно-понятийный аппарат, используемый в них.
Для магистрантов-филологов и студентов выпускных курсов филологических специальностей университетов (с 5-летним обучением).
Предисловие | 4 |
Раздел I. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА | 5 |
Лекция 1. Философские основы лингвокультурологии | 5 |
Лекция 2. Проблема «язык — культура — нация» в науке | 10 |
Лекция 3. Лингвокультурология как научная дисциплина, ее место в кругу различных гуманитарных наук | 13 |
Лекция 4. Лингвокультурема как предмет изучения | 17 |
Лекция 6. Типология лингвокультурем | 24 |
Лекция 7. Лингвокультурологическое поле | 27 |
Лекция 8. Фразеология в лингвокультурологических концепциях В. Н. Телия и В. А. Масловой | 30 |
Лекция 9. Области исследования лингвокультурологии в концепции В. А. Масловой | 34 |
Лекция 10. Языковые единицы, основанные на мифах, символах, эталонах, стереотипах | 37 |
Лекция 11. Речевое поведение как объект лингвокультурологии | 41 |
Раздел II. ПРАГМАТИКА, ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ | 53 |
Лекция 1. Лингвофилософские основы прагматики | 53 |
Лекция 2. Предмет и задачи лингвистической прагматики | 55 |
Лекция 3. Участники речевого акта: говорящий и слушающий | 57 |
Лекция 4. Интенция как конституента речевого акта | 61 |
Лекция 5. Речевая ситуация | 65 |
Лекция 6. Общекоммуникативные и речевые стратегии | 68 |
Лекция 7. Теория речевых актов как важнейшая составная часть лингвистической прагматики | 76 |
Лекция 8. Структура речевого акта | 78 |
Лекция 9. Соотношение речевого акта, предложения и высказывания | 80 |
Лекция 10. Проблемы типологии речевых актов | 86 |
Раздел III. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, ТЕОРИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ | 94 |
Лекция 1. Когнитивная парадигма в гуманитарных науках | 94 |
Лекция 2. Ментальные репрезентации | 96 |
Лекция 3. Формы представления знаний о мире | 98 |
Лекция 4. Некоторые принципы когнитивной деятельности человека | 102 |
Лекция 5. Традиционный подход к изучению метафоры | 103 |
Лекция 6. Метафора в когнитивной семантике | 106 |
Терминологический словарь | 115 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru