Дисциплина: Исследования культуры в современном мире Культурология Методы изучения культуры Теория культуры Культура России
Предисловие | 1 |
Раздел 1. Основные понятия. Предмет культурологии | 6 |
Введение | 6 |
1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре | 6 |
2. Подходы к определению понятия "культура" | 13 |
3. Традиционная и современная культуры | 21 |
4. Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности | 26 |
Рекомендуемая литература | 35 |
Вопросы к введению | 36 |
Темы письменных работ | 37 |
Примечания | 38 |
Исторический процесс как развитие культур. Основные подходы к изучению культур в XIX – начале XX века | 40 |
Глава 1. Эволюционизм | 40 |
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре | 40 |
2. Первые эволюционистские теории культур | 45 |
3. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора | 50 |
4. Критика теории анимизма | 60 |
5. Эволюционизм Г. Спенсера | 65 |
Рекомендуемая литература | 69 |
Вопросы к главе 1 | 70 |
Темы письменных работ | 72 |
Примечания | 73 |
Глава 2. Диффузионистское направление в изучении культур | 74 |
1. Общая характеристика | 74 |
2. Культурная мифология Л. Фробениуса. Теория культурных кругов Ф. Гребнера | 79 |
3. Диффузионизм в США и Англии | 87 |
Рекомендуемая литература | 94 |
Вопросы к главе 2 | 95 |
Темы письменных работ | 96 |
Примечания | 97 |
Глава 3. Биологическое направление в изучении культур | 98 |
Рекомендуемая литература | 111 |
Вопросы к главе 3 | 112 |
Темы письменных работ | 113 |
Примечания | 114 |
Глава 4. Психологическое направление в изучении культур | 115 |
1. "Психология народов" | 115 |
2. "Групповая психология" | 121 |
Рекомендуемая литература | 126 |
Вопросы к главе 4 | 127 |
Темы письменных работ | 127 |
Примечания | 128 |
Глава 5. Психоаналитический подход к изучению культур | 129 |
1. Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур | 131 |
2. Культурологическая теория З. Фрейда | 138 |
3. Психоаналитическое исследование культур Г. Рохейма | 147 |
4. Аналитическая теория культуры К. Юнга | 151 |
Рекомендуемая литература | 160 |
Вопросы к главе 5 | 161 |
Темы письменных работ | 162 |
Примечания | 163 |
Глава 6. Функционалистское направление в изучении культур | 164 |
1. Функционализм Б. Малиновского – метод изучения культур | 166 |
2. Структурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций | 172 |
Рекомендуемая литература | 180 |
Вопросы к главе 6 | 181 |
Темы письменных работ | 182 |
Примечания | 183 |
Раздел 2. Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века | 184 |
Глава1. Теория культур Л. Уайта | 184 |
1. Эволюционизм Л. Уайта | 187 |
2. Культурология Л. Уайта | 191 |
3. Технологический детерминизм Л. Уайта. Структура культуры | 198 |
Рекомендуемая литература | 202 |
Вопросы к главе 1 | 203 |
Темы письменных работ | 203 |
Примечания | 204 |
Глава 2. Антропология А. Крёбера – целостная теория культуры | 206 |
1. Исходные принципы и основные понятия концепции культуры | 206 |
2. Антропология А. Крёбера | 214 |
Рекомендуемая литература | 218 |
Вопросы к главе 2 | 218 |
Темы письменных работ | 219 |
Примечания | 220 |
Глава 3. Культурная антропология М. Херсковица | 221 |
1. Исходные принципы анализа культур. Критика предшествующих направлений | 221 |
2. Культурная антропология М. Херсковица | 225 |
3. Принцип культурного релятивизма | 232 |
Рекомендуемая литература | 239 |
Вопросы к главе 3 | 240 |
Темы письменных работ | 241 |
Примечания | 242 |
Раздел 3. Взаимодействие культуры и личности. Особенности функционирования и воспроизводства культур | 243 |
Глава 1. Направление "культура-и-личность" (психологическая антропология) | 243 |
1. История развития направления и структура исследований | 243 |
2. Некоторые теоретические положения и структура культуры | 251 |
Рекомендуемая литература | 254 |
Вопросы к главе 1 | 254 |
Примечания | 255 |
Глава 2. Детство как феномен культуры | 256 |
1. Общекультурологическое значение детства | 263 |
2. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области) | 269 |
Рекомендуемая литература | 298 |
Вопросы к главе 2 | 299 |
Темы письменных работ | 299 |
Примечания | 300 |
Глава 3. Мышление и культура | 302 |
1. Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля | 305 |
2. Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах | 316 |
3. Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип" | 324 |
Рекомендуемая литература | 334 |
Вопросы к главе 3 | 335 |
Темы письменных работ | 336 |
Примечания | 337 |
Глава 4. Народная медицина как органическая часть традиционной культуры | 339 |
Рекомендуемая литература | 354 |
Вопросы к главе 4 | 354 |
Темы письменных работ | 355 |
Примечания | 356 |
Глава 5. Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры | 357 |
1. Исследования измененных состояний сознания в XIX – середине XX века | 358 |
2. Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры | 365 |
3. Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры | 370 |
4. Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания | 380 |
5. Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе | 390 |
6. "Нейрохимическая" основа культуры | 394 |
Рекомендуемая литература | 400 |
Вопросы к главе 5 | 401 |
Темы письменных работ | 402 |
Примечания | 403 |
Глава 6. Взаимодействие культуры, личности и природы | 405 |
1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы | 406 |
2. Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности | 412 |
Рекомендуемая литература | 423 |
Вопросы к главе 6 | 424 |
Темы письменных работ | 424 |
Примечания | 425 |
Глава 7. Этнопсихологическое изучение культур | 426 |
1. Психологические типы культур. Исследование "национального характера" | 426 |
2. Этническая идентичность в современной культуре | 431 |
3. Интеракционизм как метод анализа культур | 439 |
Рекомендуемая литература | 443 |
Вопросы к главе 7 | 444 |
Темы письменных работ | 444 |
Примечания | 445 |
Раздел 4. Теории культур психолого-антропологической ориентации в 70–80-е годы XX века | 446 |
Глава 1. Классический психоанализ в исследовании культур в 70–80-е годы | 446 |
1. Психоантропология Г. Стейна | 446 |
2. Концепции Дж. Деверо и У. Ла Барре | 451 |
Рекомендуемая литература | 456 |
Вопросы к главе 1 | 456 |
Примечания | 457 |
Глава 2. Культурологический аспект творчества Э. Фромма | 458 |
1. Жизненный путь и основные работы | 458 |
2. Отчуждение как черта современной культуры | 461 |
3. Психология религии Э. Фромма как анализ характера культуры | 469 |
Рекомендуемая литература | 479 |
Вопросы к главе 2 | 480 |
Типы письменных работ | 480 |
Примечания | 481 |
Глава 3. Гуманистическая психология А. Маслоу и образ современной культуры | 483 |
1. Особенности изучения культуры и модель будущего А. Маслоу | 484 |
2. Иерархия потребностей А. Маслоу | 490 |
3. Значение гуманистического подхода к человеку | 496 |
Рекомендуемая литература | 501 |
Вопросы к главе 3 | 502 |
Темы письменных работ | 502 |
Примечания | 503 |
Глава 4. Этологический подход к изучению культур | 504 |
1. Общая характеристика | 504 |
2. Виды и функции ритуалов | 509 |
3. Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении | 515 |
4. Психобиологическая концепция И. Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры | 522 |
Рекомендуемая литература | 536 |
Вопросы к главе 4 | 537 |
Темы письменных работ | 537 |
Примечания | 538 |
Глава 5. Культурология и проблемы будущего глобального развития | 540 |
Рекомендуемая литература | 553 |
Вопросы к главе 5 | 553 |
Темы письменных работ | 554 |
Примечания | 555 |
Приложения | 556 |
Список рекомендуемой литературы | 556 |
Источники | 556 |
Литература | 559 |
Словарь понятий и терминов | 568 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru