Дисциплина: Русский язык Современный русский язык Языкознание
Жанр: Учебники и учебные пособия для вузов
Рекомендовано Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в качестве учебного пособия для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по дисциплине «Современный русский язык. Словообразование» по направлениям бакалавриата «Филология», «Филологическое образование», «Педагогическое образование»
ПРЕДИСЛОВИЕ | 3 |
ЧАСТЬ 1. МОРФЕМИКА | 7 |
ТЕМА 1. ФУНКЦИИ АФФИКСАЛЬНЫХ МОРФЕМ | 8 |
1.1. Функции аффиксов: история вопроса | 8 |
1.2. Словообразовательные морфемы | 14 |
1.2.1. Словообразовательные префиксы | 14 |
1.2.2. Словообразовательные суффиксы | 14 |
1.2.3. Словообразовательные постфиксы | 16 |
1.3. Формообразующие морфемы | 17 |
1.3.1. Формообразующие префиксы | 17 |
1.3.2. Формообразующие суффиксы | 18 |
1.3.3. Формообразующие постфиксы | 20 |
1.4. Синкретические морфемы | 21 |
1.4.1. Слово-формообразующие префиксы | 21 |
1.4.2. Слово-формообразующие суффиксы | 22 |
1.4.3. Слово-формообразующие постфиксы | 23 |
1.5. Словоизменительные морфемы | 23 |
1.6. Типы основ: словоизменительные, формообразующие, словообразовательные | 24 |
Контрольные вопросы по теме | 26 |
ТЕМА 2. ПРЕРЫВИСТЫЕ АФФИКСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ | 27 |
2.1. К вопросу о наличии в языке прерывистых аффиксальных сегментов | 27 |
2.2. Статус прерывистых аффиксальных сегментов | 29 |
2.3. К истории вопроса об одновременном присоединении нескольких аффиксальных морфем к одному слову | 31 |
2.4. Комбинированные аффиксальные способы словообразования | 34 |
2.5. Практические приемы определения способа словообразования | 38 |
2.6. К вопросу о множественной мотивации и способе словообразования | 39 |
Контрольные вопросы | 43 |
ЧАСТЬ 2. МОРФОНОЛОГИЯ | 45 |
ТЕМА 3. АСЕМАНТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЛОВ | 46 |
3.1. Интерфиксы и их статус | 46 |
3.1.1. Понятие интерфиксов | 46 |
3.1.2. Статус интерфиксов | 47 |
3.1.3. Функциональные типы интерфиксов | 51 |
3.1.4. Вопрос о производных суффиксах | 58 |
3.2. Тематические элементы глагольной основы слова | 61 |
Контрольные вопросы | 63 |
ЧАСТЬ 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | 65 |
ТЕМА 4. ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | 66 |
4.1. Становление словообразования как самостоятельного раздела лингвистики: история вопроса | 66 |
4.2. Понимание производного слова | 71 |
4.2.1. Производное слово как единица номинации | 71 |
4.2.2. Пропозициональная структура производного слова | 74 |
4.2.3. Многозначность производного слова | 79 |
Контрольные вопросы | 89 |
ТЕМА 5. КОМПЛЕКСНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | 90 |
5.1. Комплексные единицы словообразования. Введение | 90 |
5.2. Словообразовательный тип как комплексная единица дериватологии | 100 |
5.2.1. Понятие «словообразовательный тип»: от истории к современности | 100 |
5.2.2. Понятие словообразовательного типа с точки зрения когнитивного направления в лингвистике | 106 |
5.2.3. Продуктивность словообразовательного типа | 131 |
5.3. Словообразовательное гнездо как фрагмент языковой картины мира | 133 |
5.3.1. Гнездовой принцип группировки языкового материала в лексикографии. История вопроса | 134 |
5.3.2. Теория словообразовательного гнезда: современное состояние | 142 |
5.3.3. Лексическое гнездо > словообразовательное гнездо > лексико-словообразовательное гнездо | 145 |
5.3.4. Лексико-словообразовательное гнездо как источник познания мира | 147 |
Контрольные вопросы | 156 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ | 158 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 187 |
ОБЩЕПРИНЯТЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ МОРФЕМ | 198 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru