Дисциплина: Языкознание
Жанр: Учебники и учебные пособия для вузов
Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию РФ в качестве учебного пособия для студентов
Дополнительная информация:3-е изд., стер.
В хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания, научные направления и место представленных в разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи.
Для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей.
Предисловие | 5 |
РАЗДЕЛ 1. Языкознание ХIХ в | 8 |
Сравнительно-историческая парадигма лингвистики ХIХ в. Проблематика. Становление метода | 8 |
1.1. Первый этап сравнительно-исторического языкознания | 16 |
Ф. Бопп | |
Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого | 16 |
Р. Раск | |
Исследования в области древнесеверного языка, или Происхождение исландского языка (о происхождении древнескандинавского, или исландского, языка) | 23 |
Об этимологии вообще | 24 |
Я. Гримм | |
Из предисловия к «Немецкой грамматике». О происхождении языка | 31 |
В. Гумбольдт | |
О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода | 39 |
1.2. Второй этап сравнительно-исторического языкознания | 61 |
А. Шлейхер | |
Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков (предисловие) | 61 |
Немецкий язык | 65 |
Теория Дарвина в применении к науке о языке (публичное послание доктору Эрнсту Геккелю, э.о. профессору зоологии и директору зоологического музея при Йенском университете) | 73 |
Басня, составленная А. Шлейхером на индоевропейском праязыке | 79 |
1.3. Третий этап сравнительно-исторического языкознания. Психологическое направление в языкознании. Младограмматизм | 80 |
Г. Штейнталь | |
Грамматика, логика и психология (их принципы и их взаимоотношения) | 80 |
Языкознание как психология народов | 85 |
А.А. Потебня | |
Мысль и язык | 88 |
Из записок по русской грамматике | 96 |
Г. Остгоф, К. Бругман | |
Предисловие к книге «Морфологические исследования в области индоевропейских языков» | 112 |
Г. Пауль | |
Принципы истории языка (Извлечения) | 122 |
В. Дельбрюк | |
Введение в изучение индоевропейских языков | 136 |
Вопросы для обсуждения | 138 |
РАЗДЕЛ 2. Языкознание рубежа ХIХ и ХХ вв | 140 |
Лингвистика рубежа веков. Смена предметной сферы. В поисках метода | 140 |
И.А. Бодуэн де Куртенэ | |
Некоторые общие замечания о языковедении и языке | 145 |
К. Фосслер | |
Позитивизм и идеализм в языкознании | 164 |
Грамматика и история языка. К вопросу об отношении между «правильным» и «истинным» в языковедении | 178 |
Отношение истории языка к истории литературы | 189 |
Ф. де Соссюр | |
Курс общей лингвистики | 199 |
Вопросы для обсуждения | 261 |
Рекомендуемая литература | 263 |
Отзывы: нет |
© 2001–2022, Издательство «Директ-Медиа» тел.: 8-800-333-68-45 (звонок бесплатный), +7 (495) 258-90-28 manager@directmedia.ru